Смерти нет или Чему радоваться на Радоницу?

Традиционный христианский день поминовения, известный у славян под названием Радоница, ежегодно отмечается в нашей стране. Кто-то воспринимает этот день как лишний выходной, , кто-то по заведенному годами привычному ритуалу отправляется на кладбище навестить могилы умерших родственников, взгрустнуть об их уходе лишний раз, да помянуть, «как у нас принято», рюмочкой крепкого напитка... Так ли на самом деле предписывает себя вести христианская традиция в этот день? Каков глубинный сакральный смысл этого праздника? Разобраться в этом вопросе читателям «Электронного Солигорска» помогает Его Высокопреподобие протоиерей Михаил Понуждаев, настоятель Покровского и Благовещенского храмов г.Солигорска, кандидат богословских наук:

Смерть – это всего лишь переход...

- Этот день в церковном календаре называется Вселенское пасхальное поминовение усопших, в народе – Радоница.  Радоница – слово славянского происхождения, обозначающее дословно «день радости». В чем же радость этого дня? В языческом мире боялись смерти, как фатального исхода всего. Многие боятся этого и в современности, да и инстинкт самосохранения – один из главных человеческих  инстинктов. В отличие от любых философских систем и научных концепций, не могущих дать ответ о смысле бытия, о конце Вселенной и о значении каждого явления  в жизни человека, христианство такой ответ знает. Это Воскресение Христово – Пасха, что в переводе означает «переход». Светлое Христово Воскресение – это демонстрация того, что смерть и есть переход, а не конец. Поэтому нет смысла бояться смерти физической, ведь в данном случае разрушается лишь  оболочка биологическая, но остается духовность человека, его разум, чувства. Тело лишь форма, главное – содержание.  Поэтому бояться нужно смерти духовной – абсолютного оглупления, отупления, нежелания познавать, учиться, меняться, узнавать высший смысл Бытия..



Поэтому радость от победы Христа над смертью физической доминирует над осознанием потери  родственников и дает нам надежду на скорую встречу с ними. Вот какую радость несет нам Радоница. Радоница – это день, когда мы, христиане, пытаемся как внутри себя, так и вовне построить своеобразный мост между мирами: тем миром, где мы сдаем свой жизненный экзамен и тем уровнем бытия, где пребывают личности и души всех, кто закончил свой земной путь. А пребывают они в пределе горизонта событий Вселенной. Люди часто говорят, что кто-то попал в ад, а кто-то в рай.  Но на самом деле ни рая с кисельными берегами и молочными реками, ни ада с вечными пытками нет. Есть лишь преддверие этих состояний. Когда-нибудь наша Вселенная закончится и начнется другая. И даже  такое изобретение человечества, как адронный коллайдер помогло доказать, что наша Вселенная не универсальна, таких же миров может быть бесконечное количество, существующих параллельно друг другу.  А главный источник всех вселенных – это Бог. Радоница несет нам уверенность в том, что наши родные и близкие не растворились в пустоте, а пребывают в сфере преддверия ада или рая – тех сферах, которые в физике называется сферой Шварцшильда.  Там они ожидают конца Вселенной и своей участи в зависимости от итогов своего жизненного экзамена. Но в Радоницу мы декларируем то, что шанс на исправление результатов своего жизненного пути есть даже у тех, кто уже сдал свой экзамен. Даже им можно помочь, но могут это сделать те, кто остался здесь – то есть мы.

Пить спиртное на Радоницу – значит перечеркнуть смысл праздника

- Какие же действия в этот день будет правильно совершить христианину?  Радоница – это день радости. И ни в коем случае нельзя скорбеть. Обязательно для христианина в этот день посетить не кладбище, а побывать в Институте Вечности, коим является храм. Придти на утреннюю службу. 

В  храме с помощью молитвы мы пытаемся отослать наш посыл к Богу - в ту Запредельность, где наши мысли, чувства, желания по отношению к умершим родным близким обретут реальность. Если  молитва будет искренняя и правильная, то она дойдет до адресата, попадет в параллельную сферу Бытия. Высшее проявление всякой молитвы – это отсутствие всяких слов. 

После службы просиходит освящение яства – кутьи (колива), а также кануна - особого напитка, который заменяет спиртное.
По пришествии в жилище после службы совершается поминальная трапеза. На ней обязательно должны присутствовать пасхальные символы: сретенская свеча, символизирующая встречу с Господом, и букет вербы, которой мы приветствовали Христа, как древние иудеи, но не бросили его, узнав, что наш Царь и Господь не даст нам земного рая, а сохранили его, признавая Христа Спасителя царем духовного внутреннего царства Истины, Любви, Жизни Вечной.

Самое главное отличие поминальной трапезы от любой другой – это то, что доминирующая тема за столом «Что мы можем сделать для наших усопших?» А наша помощь им заключается в глубокой и искренней молитве, которую мы творим за столом.  Если же беседы происходят вне понимания христианского контекста Радоницы или вовсе на праздные темы, то это уже не поминальная трапеза,  а просто застолье, выпивка, переходящая, как показывает реальность, в  танцы и так далее.

После трапезы христиане в древние времена брали лампаду и шли в катакомбы, где находились тела их растерзанных братьев и сестер по Вере. Там зажигалась лампада, совершалась молитва. То же самое в Радоницу можно делать и в современных реалиях. Придти на место, где лежит прах, превратившийся в землю, и произнести слова: "Здесь не ты лежишь, а просто Господня земля, а дух твой к Богу отошел. Помяни, Господи, усопшего раба твоего, прости ему (ей) грехи и даруй ему и нам быть гражданами Твоего Царства Истины и Любви".

Странное явление, когда люди освящают пищу в храме, после чего несут ее на кладбище. Мотивируют это обычно так:  "вдруг мы уйдем, а усопший поест".  Но навряд ли кто-то мертвый выползет из могилы, как в фильмах ужасов, и начнет есть оставленную пищу. Питаются этим обычно бродячие животные, птицы или лихие люди. И уж тем более непозволительно когда  люди считают должным в местах погребения, якобы по традиции, выпить «сто грамм» для поминовения. Те, кто так поступают,– это не христиане. Подобным поступком они перечеркивают и смысл своего крещения, и суть самого праздника Радоницы.

На кладбище ли, в храме ли, в другом месте в этот день не надо допускать праздных и глупых разговоров, обжорства, попоек, недостойного поведения, чтобы человек поднимался над примитивной действительностью. Христианство призывает человека стремиться быть Богом.

Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом – вот формула спасения.
"Электронный Солигорск"
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Традиционный христианский день поминовения известный у славян под названием Радоница ежегодно отмечается в нашей стране. Кто-то воспринимает этот день как лишний выходной, кто-то по заведенному годами привычному ритуалу отправляется на кладбище навестить могилы умерших родственников, взгрустнуть об их уходе лишний раз, да помянуть, «как у нас принято», рюмочкой крепкого напитка... Так ли на самом деле предписывает себя вести христианская традиция в этот день? Каков глубинный сакральный смысл этого праздника? Разобраться в этом вопросе читателям «Электронного Солигорска» помогает Его Высокопреподобие протиерей Михаил Понуждаев, настоятель Покровского и Благовещенского храмов г.Солигорска, кандидат богословских наук.:

 

Смерть – это всего лишь переход

- Этот день в церковном календаре называется Вселенское пасхальное поминовение усопших, в народе – Радоница. Радоница – слово славянского происхождения, обозначающее дословно «день радости». В чем же радость этого дня? В языческом мире боялись смерти, как фатального исхода всего. Многие боятся этого и в современности, да и инстинкт самосохранения – один из главных человеческих инстинктов. В отличие от любых философских систем и научных концепций, не могущих дать ответ о смысле бытия, о конце Вселенной и о значении каждого явления в жизни человека, христианство такой ответ знает. Это Воскресение Христово – Пасха, что в переводе означает «переход». Светлое Христово Воскресение – это демонстрация того, что смерть и есть переход, а не конец. Поэтому нет смысла бояться смерти физической, ведь в данном случае разрушается лишь оболочка биологическая, но остается духовность человека, его разум, чувства. Тело лишь форма, главное – содержание. Поэтому бояться нужно смерти духовной – абсолютного оглупления, отупления, нежелания познавать, учиться, меняться, узнавать высший смысл Бытия..

Поэтому радость от победы Христа над смертью доминирует над осознанием потери родственников и дает нам надежду на скорую встречу с ним. Вот какую радость несет нам Радоница. Радоница – это день, когда мы, христиане, пытаемся как внутри себя, так и вовне построить своеобразный мост между мирами: тем миром, где мы сдаем свой жизненный экзамен и тем уровнем бытия, где пребывают личности и души всех, кто закончил свой земной путь. А пребывают они в пределе горизонта событий Вселенной. Люди часто говорят, что кто-то попал в ад, а кто-то в рай. Но на самом деле ни рая с кисельными берегами и молочными реками, ни ада с вечными пытками нет. Есть лишь преддверие этих состояний. Когда-нибудь наша Вселенная закончится и начнется другая. И даже такое изобретение человечества, как адронный коллайдер помогло доказать, что наша Вселенная не универсальна, таких же миров может быть бесконечное количество, существующих параллельно друг другу. А главный источник всех вселенных – это Бог. Радоница несет нам уверенность в том, что наши родные и близкие не растворились в пустоте, а пребывают в сфере преддверия ада или рая – тех сферах, которые в физике называется сферой Шварцшильда. Там они ожидают конца Вселенной и своей участи в зависимости от итогов своего жизненного экзамена. Но в Радоницу мы декларируем то, что шанс на исправление результатов своего жизненного пути есть даже у тех, кто уже сдал свой экзамен. Даже им можно помочь, но могут это сделать те, кто остался здесь – то есть мы.

 

 

Пить спиртное на Радоницу – значит перечеркнуть смысл праздника

- Какие же действия в этот день будет правильно совершить христианину? Радоница – это день радости. И ни в коем случае нельзя скорбеть. Обязательно для христианина в этот день посетить не кладбище, а побывать в Институте Вечности, коим является храм. Придти на утреннюю службу.
В храме с помощью молитвы мы пытаемся отослать наш посыл к Богу - в ту Запредельность, где наши мысли, чувства, желания по отношению к умершим родным близким обретут реальность. Если молитва будет искренняя и правильная, то она дойдет до адресата, попадет в параллельную сферу Бытия. Высшее проявление всякой молитвы – это отсутствие всяких слов.

После службы просиходит освящаются яства – кутья (коливо), а также канун - особый напиток который заменяет спиртное.

По пришествии в жилище после службы совершается поминальная трапеза. На ней обязательно должны присутствовать пасхальные символы: сретенская свеча и букет…. Самое главное отличие поминальной трапезы от любой другой – это то, что доминирующая тема за столом «Что мы можем сделать для наших усопших?» А наша помощь им заключается в глубокой и искренней молитве, которую мы творим за столом. Если же беседы происходят вне понимания христианского контекста Радоницы или вовсе на праздные темы, то это уже не поминальная трапеза, а просто застолье, выпивка, переходящая, как показывает реальность, в танцы и так далее.

После трапезы христиане в древние времени брали лампаду и шли на катакомбы, где находились тела их растерзанных братьев и сестер по Вере. Там зажигалась лампада, совершалась молитва. То же самое в Радоницу можно делать и в современных реалиях. Если с прошением к Богу об усопших родственниках удобнее обратиться возле их могилы, то пусть так. Совершать все это надо достойно.

Странное явление, когда люди приносят еду в храм, освещают ее, а потом несут на кладбище. Мотивируют это обычно так: вдруг мы уйдем, а усопший поест. Но навряд ли кто-то мертвый выползет из могилы, как в фильмах ужасов, и начнет есть оставленную пищу. Питаются этим обычно бродячие животные, птицы или лихие люди. И уж тем более непростительно когда люди позволяют себе на кладбище, якобы по традиции, выпить «сто грамм» для поминовения. Те, кто так поступают,– это не христиане. Подобным поступком они перечеркивают и смысл своего крещения, и суть самого праздника Радоницы.


На кладбище ли, в храме ли, в другом месте в этот день не надо допускать праздных и глупых разговоров, обжорства, попоек, недостойного поведения, чтобы человек поднимался над примитивной действительностью. Христианство призывает человека стремиться быть Богом. Бог стал человеком, чтобы человек стал был Богом – вот формула спасения.