На автомобильном рынке, обычно оживающем весной, воцарилось затишье. Многие, поддавшись панике с растаможкой, поспешили купить машину еще до января 2010 года. Другие повременили с заветной покупкой: 1 июля решится судьба физических лиц, ввозящих автомобили из-за рубежа.
По мнению бывалых перегонщиков авто, белорусы в любом случае не перестанут покупать машины в Литве и Германии – слишком мало доверия у наших автолюбителей к российскому автопрому. А пока пошлины остаются прежними, почему бы и не сгонять «за кордон» за блестящей иномарочкой…
В первую очередь, надо заняться оформлением визы. Чтобы оформить однократную визу в Литву, «штурмовать» посольства придется три раза.
В первый раз вы записываетесь и узнаете о перечне документов, которые надо собрать до следующего раза. А это дорожные чеки из расчета EUR40 за один день пребывания в Литве или выписка из банка, подтверждающая наличие денежных средств на международной банковской карточке. Справка о заработной плате за последние шесть месяцев. Одна цветная фотография не более чем трехмесячной давности. Конечно же, паспорт со свободными визовыми страницами. В следующий визит в посольство вы предоставляете все эти документы, оформляете страхование здоровья от несчастного случая, платите консульский сбор (EUR60) и заполняете специальную анкету. Вам назначают день, в который вы должны прибыть за готовой визой (обычно виза оформляется в 10-дневный срок с момента подачи документов).
Кстати, подумайте заранее, справитесь вы с зарубежным автошоппингом в одиночку или лучше взять с собой людей, знающих толк в автомобилях. Чтобы не вернуться из загранпутешествия «в образе оленя», лучше пригласить с собой специалиста. Это обойдется вам в копеечку, зато шанс купить машину, а не ведро на колесах, возрастет в разы. Сопровождать покупателя авто берутся и фирмы, и частные лица. Помощнику надо оплатить визу, проживание, питание и заплатить за работу (частник берет от $100 до EUR100). Он в свою очередь оценивает техническое состояние авто, проверяет историю автомобиля, его юридическую «чистоту», всю документацию и занимается оформлением сделки купли/продажи.
Заранее следует определиться с типом автомобиля, узнать действующие на данный момент цены на автомобильном рынке. Большинство белорусов едет на авторынок в Каунас. Примерный ассортимент товара и цены на него можно узнать на сайте - www.аutoplius.lt. Едут и в маленькие города – Таураге, Мариямполе. Цены там чуть ниже, но выбор значительно меньше.
Доехать до Каунаса можно на поезде (дорога из Минска занимает около 10 часов) или на машине (с учетом пересечения границы дорога из Солигорска займет примерно 7 часов). Выбирать машину в спешке – себе дороже, поэтому лучше иметь в запасе хотя бы один день – в первый день (например, в пятницу) присмотреться, на второй – купить. Но и тянуть с покупкой понравившейся машины не стоит – литовский рынок заполонен покупателями не только из Беларуси, но и из Казахстана, Украины, России. К сожалению, стопроцентной уверенности в отличном техническом состоянии автомобиля вы не обретете: возможность поколесить перед покупкой на выбранном авто вам предоставят только за деньги, которые, в случае отказа от покупки, не возвращаются…
В последнее время репутация литовского рынка испортилась. Его и раньше называли мусоркой европейских авто, теперь же процент битых-перебитых иномарок там просто неприлично высокий. Да и цены, по словам перегонщиков, не такие уж привлекательные. Если раньше разница в цене за иномарку среднего класса между белорусским и литовским рынком составляла около тысячи долларов, то сейчас она уменьшилась вдвое. На машине стоимостью 4-6 тысяч у.е. у нас можно было «наварить» до 800$, теперь прибыль с продажи недорогой иномарки в лучшем случае составит пару сотен американских.
Существует мнение, что выгоднее пригнать машину из Германии, мол, хоть и переплатишь, но «мотор» возьмешь надежный. Но надо быть готовым к тому, что переплата окажется внушительной, а риск под видом «немца» купить все того же «литовца» или хоть и немецкий, но «конструктор», - остается.
И все же риск – дело благородное, а удача любит смелых. Пока массового перехода на «Ладу Калину» не предвидится. Потому европейские авторынки продолжают привлекать белорусов, хоть какой-то, да выгодой.