О призыве: нынешнем и летнем

 На пресс-конференции, прошедшей 6 октября в Солигорском военкомате, военный комиссар полковник Валерий Валентинович Заинчковский рассказал об особенностях осенне-зимнего призыва 2009–2010 гг.

– С 5 октября 2009 года мы начинаем очередную призывную кампанию. Отличие очередного осенне-зимнего призыва от летнего заключается только в  отсутствии призыва на службу в резерве. (Как правило, призыв на службу в резерве осуществляется летом). Остальные же  мероприятия в рамках призывной кампании соответствуют тем, которые проходили у нас летом. Это, в первую очередь, медицинское освидетельствование, которое будет проводиться в течение октября – декабря, затем – для тех, кто его прошёл, – мы проведём призывную комиссию. Она определит, в какие войска может быть направлен призывник – в зависимости от состояния своего здоровья. Если у него есть документально подтверждённое право на отсрочку, она будет ему предоставлена.

В декабре будет происходить отбор призывников представителями воинских частей. А уже непосредственно их отправка в Вооружённые Силы и другие воинские формирования будет осуществляться в период с 14-15 января до 10 февраля, после чего призыв будет завершён.

Надо отметить, что в Солигорске и Солигорском району призывных ресурсов хватает. Так, во время летнего призыва на срочную воинскую службу было направлено 183, в резерв – 34 человека. Что касается нынешнего призыва, плана пока у нас нет; предполагаемая цифра – 130-150 человек.

ОБ УКЛОНИСТАХ

– Хотелось бы обратить внимание на призывников, которые по тем или иным причинам уклоняются от призыва. Если в 2005 году их было 263, то по окончании летнего призыва, по состоянию на 1 октября нынешнего года, эта цифра составила 60 человек. То есть нам удалось сократить категорию неявщиков практически в 4 раза.

Со всеми, кто приходит на призывную комиссию, я провожу довольно-таки долгую беседу о том, какая ответственность предусмотрена за неявку в военкомат, какое наказание ждёт их в случае уклонения. И поэтому основная проблема – не в незнании соответствующих законов, а в наплевательском отношении. Многие уезжают за  границу, в страны ближнего зарубежья и не предоставляют своевременно справку о том, что они являются учащимися учреждений образования. Соответственно, мы не имеем права предоставить им отсрочку и записываем в категорию тех, кто уклоняется от призыва. Уезжают и на работу – в основном, в Россию, порой даже родителей не ставя в известность о месте своего пребывания. Таких среди уклонистов – процентов 25. Есть, увы, и те, кто, получив повестку, просто игнорируют все мероприятия. Поэтому приходится, к сожалению, каждый призыв 2-3 человека отдавать под суд. В таких случаях мы оформляем необходимые документы, направляем их в районный отдел внутренних дел, после чего возбуждается уголовное дело.

К сведению: молодой человек, который уклонился от мероприятий призыва без уважительных причин, может понести наказание либо в виде штрафа до 300 базовых величин (базовая величина на сегодняшний день составляет 35 тысяч рублей), либо (для тех, кто уклоняется уже не в первый раз) – в виде лишения свободы сроком до пяти лет. Как правило, это наказание условно, но, тем не менее, молодой человек получает судимость, которая подпортит его репутацию и в дальнейшем не лучшим образом отразится при устройстве на работу или поступлении на учёбу. Хотелось бы, чтобы таких призывников было как можно меньше и каждый выполнял свой конституционный долг.

– Что ждёт по закону тех уклонистов, которые временно выехали за границу, в частности, в Россию, по прибытию в Беларусь?

– После получения всей необходимой информации,  причин их неявки в военкомат мы  выясняем, где они находятся, направляем в районный отдел внутренних дел и комитет погранвойск так называемое запрещение о выезде за пределы Республики Беларусь, которое действует  до тех пор, пока молодой человек не появится на мероприятиях призыва. Приехать на родину он сможет, а вот выехать – уже вряд ли, хотя, если говорить о России, как таковых границ с ней у нас нет, и эту проблему удаётся решить порой лишь с помощью родителей или сотрудников органов внутренних дел.

– А за счёт чего удалось снизить число уклонистов в течение последних 4-х лет?

– Мы поставили перед собой конкретную задачу, и наши сотрудники провели большую работу в этом направлении. Во время призыва – и по утрам,  и по вечерам – они звонили и ходили к призывникам. Ездили по адресам с представителями органов внутренних дел и таким образом вызывали этих молодых людей в военкомат. Одного из наших сотрудников назначили ответственным за работу, связанную непосредственно с уклонистами.

– Сами же меры наказания остались прежними, не ужесточились?

– К сожалению, меры наказания  остались прежними – так же, как и отношение к проблеме сотрудников органов внутренних дел. Будем говорить, отношение это остаётся недостаточно серьёзным: мол, какое же это социально значимое преступление? Но, на мой взгляд, такое отношение проблемы не решит. Думаю, если бы у молодых людей был жёсткий пример, какой-либо конкретный случай строгого наказания, многие из них вели бы себя по-другому.

О ЗДОРОВЬЕ ПРИЗЫВНИКОВ

– Какое число молодых людей проходит медицинское освидетельствование  в военкомате во время призывной кампании?

– В период очередной призывной кампании будет обследовано 1466 человек. В среднем, к службе оказывается годным лишь один из десяти. Возможно, эта цифра окажется немного больше, но нужно ведь учитывать и тот факт, что не каждый из призывников по состоянию здоровья попадёт в те войска, в которых захочет служить. По опыту работы могу сказать, что среди нынешних полутора тысяч призывников годных без ограничений, здоровых по всем параметрам будет в лучшем случае человек 100. Только ребята с отличным здоровьем могут попасть в элитные войска – войска специального назначения, внутренних дел и комитета государственной безопасности, погранвойска и мобильные (бывшие воздушно-десантные) войска. Но и в данном случае физическое здоровье – не главное. Оно является определяющим лишь на 60%, остальные 40% – внутреннее, морально-психологическое состояние призывника. Учитывается всё, в том числе наличие приводов в милицию, сложности характера (ведь в мужском коллективе он  проявляются очень остро), внимательно изучается личное дело каждого.

– Скольких специалистов призывники проходят на медицинском освидетельствовании? Часто ли их отправляют на дообследование?

– Призывников обследуют 8 врачей – прямо здесь, в военкомате. Это опытные специалисты центральной районной больницы, знающие специфику такой работы. И, надо сказать, всё чаще им приходится отправлять молодых людей на дополнительное обследование. Порой это проще, чем принять конкретное решение здесь, на месте. Причина заключается в том, что в предыдущие годы частыми были случаи, когда по результатам обследования наших врачей призывник был здоров, безо всяких претензий, а впоследствии выявлялись неприятные  нюансы. Приведу конкретный пример. В 2005 году в числе призывников оказался молодой человек, у которого одна рука была короче другой на 7 сантиметров, причём выяснилось это только на областной медкомиссии. После случая такой невнимательности врачи, что называется, «обжёгшись на молоке, теперь дуют на воду» и в случае неполной уверенности отправляют молодых людей на дополнительное обследование. Вчера, к примеру, вызывалось 30 человек – из них 12 было направлено на дополнительное обследование. Поэтому можно утверждать: те призывники, которые идут в войска, – действительно здоровые люди, а те, кто туда не попадает, имеют проблемы со здоровьем.

В числе самых распространённых заболеваний у призывников – сердечно-сосудистые, заболевания желудочно-кишечного тракта и хирургические заболевания (сколиоз и т.п.). В последнее время всё чаще встречаются случаи ожирения, избыточной массы тела у молодых людей. В таких случаях им предоставляется отсрочка – до тех пор, пока масса тела не придёт в норму. Часты и проблемы  со зрением, а также дерматологические. К примеру, если у призывника есть папилломы на шее, в поясничной области, которые будут мешать ношению армейской формы, мы не можем направить его на службу – это опасно и может привести к заражению крови и другим тяжёлым последствия. Можно сделать вывод: имеется гораздо больше причин не направить, чем направить молодого человека на воинскую службу.

Ольга Трандофилова для Электронного Солигорска.

{mos_fb_discuss:2}