Заложенная в контракте цена оказалась на 26% ниже той, на которую рассчитывали основные игроки рынка. Как отмечают аналитики компании «Тройка диалог», в ходе конкурса, объявленного Индией в конце июня, большинство производителей хлористого калия подали
заявки на поставку удобрений по 625-635 долларов за тонну — на уровне прошлого года. Однако теперь не исключено, что им придется пересматривать свои планы. Индийская сторона, вероятнее всего, будет добиваться и от других поставщиков снижения цены до 460 долларов за тонну.
Несмотря на то, что со стороны ОАО «Сильвинит» пока не было официальных заявлений о заключении невыгодного для большинства других поставщиков калийных удобрений контракта, в БКК не исключают корректировки своих планов.
«Мы удивлены новостью о заключении контракта на поставку калия между МКК и IPL по цене 460 долларов за тонну. Мы не ожидали такого существенного снижения цены. Без сомнения, новые условия потребуют корректировки наших планов. Полагаю, что в ближайшее время мы сможем сообщить о том, как условия контракта, заключенного между МКК и IPL, повлияли на наши переговоры с индийскими партнерами»,— прокомментировал информацию первый заместитель генерального директора БКК Олег Петров.
Незапланированное снижение стоимости тонны калийных удобрений для индийских потребителей сразу на 26% может сорвать планы правительства по поступлению в текущем году от БКК в бюджет 150-200 млн. долларов, о которых недавно заявил первый вице-премьерВладимир Семашко.
В этом году Беларусь уже была вынуждена пойти на снижение цен, которое коснулось бразильского рынка. Стоимость тонны хлористого калия на март-май для крупных импортеров была снижена с 1000 до 750 долларов, для небольших импортеров — с 1010 до 765 долларов за тонну. Изменение цены на гранулированный хлористый калий для рынка Бразилии, как заявил гендиректора БКК Владимир Николаенко, было вызвано необходимостью достижения баланса спроса и предложения. И в БКК рассчитывали, что для продвижения калийных удобрений на других рынках подобных мер принимать не придется.
Тем более против этого резко высказался и глава государства. «Никто калийные удобрения бесплатно отдавать не будет», — заявилАлександр Лукашенко 8 мая в Солигорске на открытии Краснослободского рудника на ПО «Беларуськалий».
Президент подчеркнул, что «ни мы, никто в мире, ни одна компания на это не идет». «Спрос не упал. За рубежом заняли выжидательную позицию, думают, повезем удобрения в убыток. Не повезем», — отметил Лукашенко.
Тем не менее ситуация на рынке пока развивается не в пользу Беларуси. Приемлемых для себя цен добивается один их крупнейших импортеров калийных удобрений — Китай. По последним данным, Китай уже накопил на складах 3,5 млн. т хлористого калия — 30% от годового потребления. И это отчасти усложняет переговорный процесс с Китаем и мешает планам белорусской стороны добиться установления цены как минимум на уровне прошлого года.
Похоже, и в переговорах с другим крупнейшим импортером — Индией, придется искать новые компромиссы. Аналитики «Тройки диалог» считают, что у БКК есть два варианта.
Первый — не смягчать позицию и настаивать на более высокой цене, исходя из того, что в одиночку «Сильвинит» все равно не сможет в полной мере удовлетворить потребности огромного индийского рынка. Однако такая стратегия, отмечают эксперты, довольно рискованна. Дело в том, что высока вероятность заключения контракта между Индией и немецким поставщиком K+S, а вдвоем российский и европейский поставщики (с учетом их складских запасов) вполне способны насытить индийский рынок на ближайшие несколько месяцев.
Более предпочтительным для экспертов видится второй вариант — снижение спотовой цены до 500-550 долларов за тонну и попытки стабилизировать ее вблизи этих уровней, дав при этом согласие на поставку хлористого калия в Индию по цене 460 долларов за тонну или чуть выше.
Как бы то ни было, если белорусская сторона заинтересована в увеличении экспорта калийных удобрений, ей придется как-то договариваться. Ведь только за 4 месяца текущего года экспорт калийный удобрений упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 76,6% и составил всего 312,8 тысячи тонн.