Выставка необычна – тем, что на снимках мы видим лица того, военного времени, и,
лишь раскрывая историю создания фотографий, узнаём, что это – наши современники. На чёрно-белых фото – люди самых разных возрастов: дети, девушки, мужчины, старики. Бойцы и те, кого они защищали от врага…
Возможность делать военные фотографии в мирное время появилась благодаря увлечённости людей историей, их интересу к событиям прошлого. Олег Юршевич узнал об этом из всемирной «паутины» несколько лет назад, увидев там снимки реконструкции военных событий, которая проводилась в Литве, на съёмочной площадке, среди декораций полуразрушенного города. «Меня это всерьёз «зацепило», стал интересоваться хроникой подобных событий, узнавать, где проводятся реконструкции, а вскоре и сам стал их участником, – говорит фотограф. – Начал в качестве зрителя с «Бородино» под Москвой – там реконструируют события обороны Москвы. Съездил туда несколько раз, после – на «Линию Сталина». Пытался поймать, выхватить объективом не типажи, а истинные эмоции, наполненные взгляды, то особое состояние человека, когда он погружён в собственные мысли и переживания, – без позирования и, что называется, работы на камеру. В моей военной серии есть и постановочные снимки, но их – меньшинство. Большая часть фотографий – именно такие, подсмотренные, как я называю их – «подмышечные».
«Реконструкцией военных событий в Беларуси занимается группа людей, объединённых в «Клуб товарищей по оружию», который создан и действует при правительственной поддержке, – рассказывает Олег Юршевич. – Он насчитывает сегодня более сотни человек. У них есть свой устав, правила, согласно которым в «Клуб» принимают только истинных энтузиастов, кто всерьёз интересуется историей. Они сами шьют себе форму, учитывая все мельчайшие нюансы – до крючочка и петлички, реставрируют каски, тщательно подбирают всю экипировку – надо сказать, это дорогое увлечение. Каждый участник – это боец определённого лагеря, русского либо немецкого. У каждого – своя принадлежность: либо к РККА – рабоче-крестьянской Красной Армии, либо к армии Вермахта. Участники воссоздают конкретные эпизоды военных действий, к ним подключаются пиротехники, с киностудии «Беларусьфильм» «приезжают» танки, машины, мотоциклы и начинается игра – бой с оружием, стрельбой... Обычно такие мероприятия приурочены к каким-либо датам и проводятся примерно раз в два-три месяца. Разбивается целый военный лагерь – с палатками, полевой кухней, проводятся тактические занятия. Но меня в данном случае интересует не участие, а фотосъёмка. Пришёл, растворился в толпе, как ниндзя, – и наблюдаешь, выискивая, фиксируя интересные моменты. Да, кстати, помимо организации и проведения реконструированных боёв, их участники приглашаются и на съёмки художественных фильмов. На киностудии «Беларусьфильм» даже принято положение о том, чтобы брать в массовку именно вооружённые подразделения из военно-патриотических клубов, потому как они лучше любых актёров играют в военных сценах. Они буквально вжились в образ, к тому же их форма – безупречна, как по размеру, так и по подлинному виду».
Со своим фотоаппаратом Олег ездит и на реконструкции, и на съёмки фильмов. Впрочем, глядя на его военные фотографии, удивляешься тому, что лица людей, наших современников, выглядят, как настоящие лица той эпохи: суровые взгляды, состояние «под напряжением», которое передаётся зрителю. Характер военного времени подчёркивается отсутствием в лицах и фигурах беззаботности и лёгкости. Как фотографу удалось добиться такого эффекта? Олег признаётся, что использует для этого определённые методики, кроме того, он открыл для себя несколько «секретов». Вот, к примеру, один из них: чем хуже погода – тем лучше получаются снимки. Палящее солнце, мокрый снег, ветер и дождь – в таких условиях люди просто не в состоянии «делать лица», а потому выглядят очень естественно, и снимки в результате – выразительнее. Самое главное для фотографа, по мнению О. Юршевича, – научиться предугадывать, как будут разворачиваться события и поймать этот ожидаемый момент. Помимо настроения, в кадре должно обязательно присутствовать напряжение».
Необычный для современников жанр военной фотографии – один из любимых для Олега. Статичные пейзажи, картинки тихой природной красоты ему не по душе – гораздо интереснее динамика и живые, быстро меняющиеся, ускользающие мгновения, которые не повторятся больше никогда, лица и движения людей, их эмоции и состояния души. «Тема войны для меня очень интересна своей трагичностью, напряжённостью, пронзительностью, – говорит Олег. – Моей задачей в данном случае было передать современному зрителю состояния и образы той эпохи. Думаю, отчасти у меня это получилось – может быть, не на все сто процентов, но в большинстве снимков всё же удалось».
Память о событиях тех далёких лет жива, она передаётся из поколения в поколение. История людей, переживших ужасы войны, бережно хранится потомками – как семейная реликвия и святая ценность. Дед Олега Юршевича прошёл всю войну, от первого и до последнего дня, испытав на себе её тяготы, страдания. И выжил, вернулся героем – одним из тех, кому фотохудожник посвятил свою выставку.
На снимках: фотографии Олега Юршевича из серии «Лица войны».
{mos_fb_discuss:2}