Голос из тумана войны: история участника боевых действий в Афганистане

15 февраля отмечается 35-летие вывода советских войск из Афганистана. День стал памятным событием в истории Беларуси и всего мирового сообщества.

Афганская война продолжалась с 1979 по 1989 годы, стала испытанием для советской армии, выдержать которое удалось благодаря мужеству и преданности своей Родине каждого солдата.

Люди отправились за тысячи километров от дома, чтобы встать на защиту мирных жителей Афганистана от террористических группировок и поддержать дружественное правительство в борьбе за собственную независимость.

Поговорили с участником боевых действий в Афганистане Казимиром Глушенем, уроженцем деревни Гричиновичи Житковичского района, Гомельской области, проживающим в Солигорске.

– Как попали в Афганистан?

– Был обычный призыв в армию. Пришёл я в призывной пункт в Житковичи, потом – в Гомель, потом – в Узбекистан. Там и узнали, что будем на границе в военных действиях участвовать. Прошли небольшую учёбу за пару месяцев и на самолёте улетели в столицу Афганистана – Кабул, – вспоминает собеседник.

Поселили в палатках. И в первую же ночь нас обстреляли

– На месте нас завели в клуб, где было распределение. Из всего призыва я один попал в отдельную роту. Там были военнослужащие, которые уже должны находиться дома. Первое время ничего не давали – в палатках жили. А в первую ночь наши палатки обстреляли. Я спросил: часто такое бывает? Ответили: почти каждую ночь.

Афганистан

Afganistan 2

Боевые будни и боевое крещение

– Первое боевое крещение – сопровождение колонны с продуктами питания на российскую границу туда и назад. Боевые выходы были нечастыми: неделю-две на боевых, месяц отдыхаешь, бывало наоборот: месяц на боевых. В горы доставляли на вертолётах. Доставят и забрасывают – кто как выживет.

Караваны с наркотиками и оружием в Афганистане были обычным делом. Их бомбили

– Летишь на вертолёте, видишь, караван идёт, перевозящий оружие, наркотики. Тогда их бомбили.

– С какими сложностями сталкивались?

– Сложностей много: не хватало воды. Вода была почти на вес золота. Сырую воду мы не пили – заваривали верблюжью колючку и пили, как чай. Напиток был коричневый и хорошо утолял жажду. Жара была 45 градусов.

– Общались с кем-нибудь из местного населения?

– Конечно, доводилось общаться с местным. Заходили в кишлак – по нашему это деревня. Днём общались, люди мирные, хорошие. Они русский понимали, мы – афганский.

Помню, в 1983 году зашли в один кишлак, там трактора стояли новые наши, оборудование хорошее.

Спрашивали, почему не работаете на технике? Ответ: Аллах запрещает работать на технике. Вера не позволяет. Они пахали на волах с деревянным плугом. Вот так и работали, а техника стояла.

– Какое было обеспечение - всего хватало?

– Всего хватало: кормили отлично, паёк был хороший. Когда возвращаешься с боевых, с деревень выскакивают дети, бегут, кричат: дай-дай. И кидали им тушёнку, шоколад. А они довольные бегали. И так привозили питание, раздавали. Ведь с продуктами у них было плохо.

Дедовщины мы не знали

Отношения у нас в коллективе были отличные. Никто не знал дедовщины. И те, кто два года служил, и кто только пришёл – все были на равных. Что офицер, что солдат. С полковниками все разговаривали на ты.

40 лет прошло, как я вернулся. Это не забывается, вспоминается всё время, война есть война

– В основном у нас были россияне, сибиряки – не могу их найти. Может, уже кого и нет. Был парень из Москвы – вместе на дембель шли.

Много не вернулось, конечно, с которыми в “учебке” был... Из Солигорска со мной никого не было.

Afganistan

Afganistan 5

– Что помогало справляться с трудностями?

– Помогала справляться вера в будущее. Как туда попал – и не надеялся, что вернусь домой. Когда ночью командир пришёл и сказал:

– Казимир Иванович, собирайся.

– Куда? В 6 часов вертолёт за тобой прилетит.

Собрался и на вертолёте отправился на аэродром в Кабул. На самолёте прилетел домой. Даже не верилось, пока не увидел родных.

За два года втянулся в войну. Как будто так и надо. В мирную жизнь возвращаться было сложно

– Первое время очень тяжёлые снились сны: я убиваю, меня убивают. Я режу, меня режут. Вскакиваешь, уффф, дома. Сейчас спокойно, но бывает. Это же не забывается.

– Какое самое страшное воспоминание?

– Когда видишь, как погибают прямо на глазах, как раненые кричат, плачут. Никого не оставляли, вытаскивали раненых – собирали, вытаскивали.

Самое страшное – убить человека. В одном бою с душманом схлестнулись в рукопашную. И это самое страшное и самое тяжёлое воспоминание, когда втыкаешь нож в человека, кровь вся на тебя...

И в Афганистане нашлось место для добрых и светлых воспоминаний

– Дети – это самое доброе воспоминание. Несмотря на все ужасы войны, они оставались детьми. Живые, любопытные, непосредственные. Они вселяли надежду, что всё будет хорошо.

Сам я верил в Бога, как и многие мои боевые товарищи. Все надеялись вернуться домой живыми, здоровыми. Но не всем пришлось.

Afganistan 4

Жизнь после Афганистана

– После войны я работал в Минске. Из Минска переехал в Старобин, где работал в ДОКе. Работал старательно, зарекомендовал себя хорошо – моя фотография висела на Доске почёта. А потом уехал на Север на заработки в "Нижневартовскнефтегаз". Прожил я там 13 лет. Со мной поехала моя подруга, с которой там и поженились. Речь идёт о моей супруге Елене. У нас родился сын, назвали Станиславом. После возвращения с Севера, вместе с семьёй обосновались в Солигорске. Сейчас работаю в Солигорском ПМС. Осушаем болота, разрабатываем поля.

Много разных событий происходило в жизни. Но память об Афганистане не затирается. Это то, что забыть невозможно.

Отдел новостей “Электронного Солигорска”