"Учитель - в спортивных штанах". "По 40-50 учеников в классе". Белоруски рассказали о школьном обучении за границей. Часть 1

Обучение - это существенная часть жизни наших детей, поэтому каждый родитель хочет знать, как проходят уроки у его ребенка.

У нас принято не ценить своё, мечтать о лучшей жизни. О том, как устроен школьный быт за рубежом, поделились белорусские мамочки, оказавшиеся в Польше, Китае и Финляндии, а также учитель из Франции.

Вика, Польша (г. Варшава). Дочь Алиса пошла в 3 класс

- Набор в школу, как и в детские сады, проходит онлайн весной. Нужно зайти на специальный сайт и заполнить анкету. Важны ответы на вопросы про родителей, работают и платят ли налоги в бюджет города. За все ответы в сумме выставляются баллы. Ближе к концу лета проходит процедура рекрутации, после чего выясняется, куда распределили ребёнка. Если семья не участвовала в рекрутации, обычно ребенка забирают в школы по прописке. Мы подавали документы в школу в том районе, где хотим снять квартиру – дочку приняли.

 

При поступлении в школу для меня стало сюрпризом, что нас попросили принести документ, подтверждающий окончание третьего класса в Беларуси. И перевести документ на польский. А у нас его не было. Только за второй класс. Алису не взяли в четвертый. Предложили идти в третий и взяли документы за наш второй.

В классе 24 ученика, 6 русскоговорящих, считая нашу дочь. Всё обучение проходит на польском языке. Дочка ещё не говорит на нём, но практически всё понимает. Плюс в первом классе обязательный язык ещё и английский. А с четвертого класса добавляется второй иностранный язык, как правило, немецкий. А если ребёнок продолжит учиться в лицее/гимназии, то добавляется ещё один. Кстати, везде по стране есть британские школы, где все уроки преподают на английском.

Всё общение с администрацией и учителем происходит через интернет-дневник. В школе меня удивило ещё вот что: если ребёнок отсутствует, а в классе проверочная работа, ему поставят "0" и он обязан её переписать. И таких "долгов" можно прилично насобирать даже за неделю.

На фото - расписание занятий:

Каникул не так много, как в Беларуси. Летние - в июле и августе, а зимние - в январе или феврале (две недели). Да-да, июнь здесь учебный. Ещё есть два недельных перерыва на католические Рождество и Пасху. В польских школах уроки религии или этики – обычное дело, но это необязательный факультатив. Мы писали отказ, так как мы православные.

Вообще, польские школы, как и садики, бывают частными (они платные), государственными (бесплатные) и полугосударственными (с госдотациями). Знакомый поляк нам не советовал поступать в частную школу, мол там дети из очень обеспеченных семей и, как правило, там больше всего проблем с дисциплиной - наркотики и другие запрещенные препараты сплошь и рядом.

Анастасия, Китай (г. Вэньлин). Две дочки-близняшки, учатся в 6 классе

- Муж переехал в Китай по работе в 2013 году, а мы с дочками - в 2016. В первый класс дети пошли в 2018 году. Школа у нас частная, поэтому не было никаких вопросов по поводу поступления. Обучение полностью на китайском языке, дополнительно изучают английский.

Наши дочки на протяжении шести лет учатся в двух школах одновременно. Помимо частной китайской, они учились четыре класса в начальной белорусской школе при посольстве. Каждые две недели на выходных мы возили их в Шанхай на занятия. Они сдавали там экзамены. Это все для того, чтобы иметь диплом белорусского образца на тот случай, если они вернутся в Беларусь. 5-6 классы они учатся дистанционно при российской школе. Белорусскую школу, которая работала дистанционно, в прошлом году закрыли.

К школе должны быть сделаны все прививки. В детский сад условия такие же. Антипрививочником здесь быть сложно.

Начальная школа рассчитана на шесть лет обучения. В средней школе обучаются три года. Время обучения в старшей школе также три года, но для старших школ существуют рейтинги, благодаря которым они могут принимать к себе учеников по конкурсу. Поэтому, чтобы попасть в хорошую старшую школу, ученикам нужно очень постараться в начальной и средней школах.

Учебный год в китайской школе включает в себя два семестра, по окончании которых ученики проходят аттестацию. Самая важная аттестация в конце года. Все проходит достаточно серьезно: приходят учителя из других школ, а наши идут проверяющими в другие школы. Все строго под контролем, то есть никаких подглядываний и списывания не может быть в принципе.

Дневников у детей как таковых нет, даже онлайн. После аттестации в конце года отдаются такие книжечки с оценками по всем предметам.

Питание в школе трехразовое: завтрак, обед и ужин плюс полдник (печенье с молоком, к примеру). Горячее готовит сама школа. Питание разнообразное, всегда есть какие-то фрукты. Никаких перекусов во время занятий и перемен.

Что касается школьной формы, то в Китае она обязательная, причем три ее варианта: на зиму, осенне-весенний период и лето. По внешнему виду комплекты напоминают скорее спортивную форму.

Отличий с нашими школами много. Нет первой либо второй смены. Все учатся с утра до вечера. Дети идут в школу к 7:00 и возвращаются после 19:00, а иногда и позже. Очень много времени проводят в школе. Тут намного больше уроков. Китайский язык каждый день плюс математика. Также задают огромные домашние задания. Количество учеников в классах - 40-60, а то и больше.

Наша школа – это школа-интернат, в которой где-то 85% детей живут с понедельника по пятницу. Мы своих забираем каждый день, но они не особо хотят, зачастую предпочитают остаться на ночь, поэтому раз в неделю мы их оставляем. В школе есть специальные работники, которые все там стирают, убирают, им помогают сами дети.

Дети поголовно поступают в пионеры и гордятся этим. Принимают в них после первой четверти или первого месяца первого класса. Ношение красного галстука обязательно. Посвящение всегда сопровождается грандиозной церемонией. А по понедельникам у них поднятие национального флага, пение гимна.

Зимние каникулы приходятся на январь-февраль, а летние - на июль и август.

Марина, Финляндия (г. Хельсинки). Дочь Марта учится в 4 классе

Солигорчанка Марина вместе с семьей переехали в Финляндию в 2021 году. Дочка сразу же пошла в интеграционный класс для детей из разных стран, где сначала учат финский язык.

- Подавали заявку, чтобы получить место, находясь ещё в Беларуси. Заходишь на сайт города, там есть раздел для подачи заявки в школу. Попасть в финскую школу нетрудно. Выбирать школу не принято, все ходят в ближайшую к дому. Образование бесплатное. При поступлении не нужно было проходить медосмотр, не требовали документов о прививках и прочего.

Запомнился первый день в школе. Все не так, как у нас. Никаких цветов и торжественных нарядов. В финской школе это обычный день начала учёбы. Скажу, что наш ребёнок выделялся своим торжественным видом. Помню, как удивилась, увидев учителя. Он был одет в домашние спортивные штаны, фланелевую рубашку и сандалии с носками. Такой деревенский "лук" меня ошарашил. Но потом привыкли. Дети здесь чувствуют себя очень свободно и в одежде, и в поведении. Ходят по классу в носках, форма одежды любая.

В школе обучают только тому, что пригодится в жизни. Никакой зубрёжки. Учёба разнообразная, деятельность сменяет другую, много подвижного, творческого. Ты можешь быть собой - таким, какой ты есть. Или искать себя с помощью прически, косметики, пирсинга, стиля в одежде и прочего. Даже не знаю, хорошо это или плохо?!

Из очевидных для меня минусов – дети с учителями на "ты", уважение к учителям "страдает". Точнее, уважают/боятся директора и еще несколько учителей "старой" закалки. Но на других уроках могут сидеть на парте, громко разговаривать. И с этим учителю ничего не поделать. А еще у большинства детей вообще нет мотивации хорошо учиться. Не успеваешь - ну ничего, будь в своем темпе. Плохая оценка – тоже результат, зато ты старался. Ну, а если не старался, то тоже ничего, твоё право. Если ребёнок не понимает, как важно хорошо учиться, быть любознательным, то он так и будет на низком уровне. И никому до этого нет дела. То есть воспитывают в духе – "не зазорно быть уборщиком". Оно-то не зазорно, но в школе особо не вдохновляют на рост и достижения. Тут поддерживают индивидуальность - будь таким, какой ты есть. Сначала мне эта позиция откликалась, а сейчас, глядя на молодёжь, возникают сомнительные чувства. Упор больше на развитие креативности, межличностных отношений.

Татьяна, Франция (г. Нант), учитель

Татьяна десять лет назад переехала во французский город Нант, выйдя замуж за француза. По образованию женщина учитель, во Франции ей удалось устроится в школу помощником педагога.

Французская система образования начинается с яслей, куда ребёнка зачастую отдают уже с шести месяцев. А когда ребёнку исполняется шесть лет, он должен пойти в школу, в обратном случае родителей ждёт штраф или другая ответственность, вплоть до того, что ребёнка могут забрать из семьи. В школу попадают по месту жительства – регистрируются на сайте. Даже в самых дорогих районах есть соцжилье, где живут мигранты и беженцы, поэтому в школе коллектив очень смешанный. Воспитание у детей разное, и это нужно иметь ввиду.

- Важный момент в жизни любой школы, частной или государственной, - толерантность. Мало кто замечает, во что превратилось понятие "толерантность". Размываются истинные ценности, убирается фундамент всего того, во что верило человечество много столетий, что было основой понятий добра и зла. Постепенно под это всё начали продвигать рекламу педерастии и толерантность к ней. Это самое ужасное, что внушают детям в европейских школах, - делится Татьяна.

Во Франции уроки по сексуальному воспитанию обязательно проводят в каждой школе вот уже более 20 лет. Эти занятия для детей от 11 до 14 лет, где собраны все вместе: мальчики и девочки. Я присутствовала на таком занятии. То, о чём там рассказывали и каким языком, – просто шок. Мне было стыдно. У мусульманских детей такая же реакция. Присутствовали школьная медсестра, завуч и женщина из ассоциации по защите детства. Медик говорила детям, что если ребёнку и его партнёру 15 лет, то они не обязаны сообщать родителям об их связи, закон это позволяет. Я видела, как поздно опомнились родители, заметив последствия этих травм. Некоторые обращались к психологам, на что те разводили руками, ведь это же концепция ВОЗ: мол, от рождения ребёнок сексуализирован и должен реализовать своё желание. Так оправдывается и педофилия, и гомосексуализм. Двойные стандарты: вроде бы все за детское ненасилие, но в то же время с ней параллелится идея "это есть норма".

Я встречала учебные тексты по французскому: туда активно внедряется тема смены пола. В школе, где я работала, из 120 учеников 5 в процессе смены пола (девочки), у них, как принято говорить, поиск идентичности. Одной из этих девочек сделали операцию по удалению груди. Никто ее не остановил: ни медик, ни психолог, ни родитель. После операции она не смогла передвигаться сама, только в коляске. Несколько раз меняла имя. Позиция школы такая - не вмешиваться, все должны уважать выбор детей, это их волеизъявление.

Везде в школе висят объявления, что, если у вас сложности с родителями, обратитесь в центр психологической поддержки. Авторитет родителей принижен. Детей специально отдаляют от семей.

На занятиях по религии у детей пытаются вызвать сочувствие к людям нетрадиционной ориентации, потом у этих же детей появляется интерес к ним "бедненьким". Дочка друзей оказалась жертвой такой ситуации. Она поступила в ВУЗ, потом в интернете познакомилась с девочкой. Бросила учёбу, и они уехали в радужную Голландию.

О том, как же устроены детские сады за границей, мы рассказывали здесь.

Фаина Редико для Электронного Солигорска