Школа играет большую роль в жизни выпускников, а музеи, существующие на базе учебных заведений, помогают в духовном и патриотическом воспитании учащихся.
Недавно корреспондент "Электронного Солигорска" побывал на экскурсии в музее истории образования Солигорского района, организованном в СШ № 10. Юные экскурсоводы Дубейко Кирилл, Хаменя Артём, Давидович Милана, Гормаш Кира и Товпенец Александра рассказали много интересного про экспонаты, собранные в музее.
Так, первыми учебными заведениями, появившимися на территории Слуцкого повета, Минской губернии, Вызненской волости, в состав которых входили земли современного Солигорского района, были частные школы-грамоты. Открывались они по инициативе и за средства сельского населения, в программу входило заучивание молитв, изучение основ Закона Божьего, а также основ письма, счёта и чтения. Обучение вели священники и учителя, по окончании учебного года с согласия родителей проходили экзамены. В 1857 г. школы-грамоты открылись в д. Тесово, Чижевичи, в 1860 г. – в д. Сельцо и т. д.
С 1861 г. школы-грамоты стали преобразовываться в церковно-приходские и земские школы. Первые существовали при церковных приходах, вначале двух и четырёхгодичные, а с начала XX века – трёх и пятигодичные. Такая школа действовала в д. Кривичи с 1884 г., в д. Паповцы – с 1891 г. и т. д.
Земские школы были самым распространённым типом начального учебного заведения российской империи с конца 70-х гг. до 1917 г. Вначале трехлетние в одном классе и с одним учителем, затем с четырёхлетним учебным курсом, в двух классах и с двумя учителями. Детям преподавали русский язык, чистописание, простую арифметику, Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения. Земская школа открылась в д. Мазали в 1909 г, в 1910 г – в д. Замогилье и т. д.
А вы знали, что раньше чернила делали из сажи или сока растений? А гусиное перо, которым писали до изобретения шариковых ручек, вначале обрабатывали песком для размягчения и снятия жира, после чего делали косой срез и продольный разрез для удобства письма.
Портфель был изобретён в Европе, название буквально означает – носить листы бумаги. Его брат-близнец - ранец получил своё название от походного наплечного мешка. В XIX веке ученики носили такие ранцы, и они были школьным атрибутом. В 80-х годах портфели и ранцы стали изготавливать из дерматина и сделали их более выразительными и яркими.
Кто-то ещё помнит классическую школьную форму для девочек? Длинное платье из шерсти с двумя фартуками в комплекте: чёрный - для повседневного ношения, белый – для праздничных мероприятий. Такая форма в СССР была введена в 1948 г.
По словам руководителя музея образования, учителя истории и обществоведения Марии Филон, решение о создании музея было принято 2 сентября 2013 г., а открыли его 29 сентября 2014 г. С целью сохранить добрую, хорошую память о школе. Музей является результатом совместной краеведческой работы педагогов и учащихся. При разработке текстов экскурсий особое внимание обращалось на то, чтобы они были не только интересными и понятными для посетителей, но и обобщали знания школьников по истории, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.
Здесь постоянно проводятся музейные уроки, встречи с ветеранами ВОВ и труда, экспонаты музея часто используются на классных часах и открытых мероприятиях. Привлекают внимание посетителей такие тематические экскурсии-лекции как "Семь чудес музея", "История одной фотографии", "История одного экспоната", "Виртуальные экскурсии по музею".
Экспозиция музея представлена следующими разделами:
- вехи истории;
- они шли дорогами войны;
- слава школы в её учениках;
- школьные династии;
- старая и новая школа;
- история образования школ;
- мастера педагогического труда;
-система образования Солигорского района;
- история школьного учебника;
- история школьной формы.
За прошлый учебный год в музее провели 24 экскурсии, на которых побывало 528 посетителей. А в результате поисковой работы Совета школьного музея в текущем учебном году в музее появились новые экспонаты: учебники, предметная литература послевоенного времени. Продолжается паспортизация, разработка текстов новых экскурсий, а также сбор экспонатов.
Если у кого-то сохранилось что-либо интересное, связанное с образованием и письменностью, сотрудники музея с радостью примут это в свою ведомость.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"