В сельской глубинке людей заставляют быть экстремалами

 Их заселили в дома, построенные на месте бывших коровников, запретили пользоваться водой.
Похоже, Солигорская вертикаль решила поэкспериментировать с барьером человеческой выносливости. Не на себе любимых, конечно. Быть подопытными кроликами по всему выпало молодым семьям СПК "Новое Полесье" из деревни Копацевичи

Питьевая вода – как хлеб в войну

Вероятно, на взгляд чиновников, это испытание самое важное. Коль простые сельские труженики выдержат его и при этом идейно не пошатнутся – 

будут соглашаться с тем, что мы процветающая страна – ничего угрожающего благополучию Солигорской вертикали в ближайшую пятилетку не произойдет.

В 2006-м девять семей работников СПК поселили в новые домики, эдакий миниатюрный агрогородок.

– Мы радовались, – рассказывает Татьяна Казюкевич. – Пусть с недоделками дома, но жить в них можно. Да вот с водой оказалась беда. Поступала она через водонапорную башню. И как-то нехорошо становилось людям, когда ее пили. Чистка зубов с использованием этой воды давала обратный результат – зубы чернели, а волосы после мытья приобретали ярко-рыжий оттенок, как, впрочем, и белье после стирки. Вроде и бесплатная краска, но почему-то не всем нравилось.

Пожаловались директору СПК, вызвали специалиста санэпидемстанции. Директор отмахнулся. Видимо, не захотел мешать эксперименту. Санэпидемстанция категорически запретила употреблять воду, даже для технических нужд, и закрыла водонапорную башню. Правда, при этом не сообщила, где брать другую, пригодную для жизни. Один из жителей агрогородка вырыл колодец. Вода там оказалась такой же по качеству и цвету. Вдобавок, с не совсем приятным запашком. До строительства домиков на этом месте функционировала колхозная ферма крупного рогатого скота.

Наверное, это второе по сложности условие эксперимента на выживаемость. На подворьях ничего толком не хочет расти. Чрезмерная перенасыщенность, что называется, органическими удобрениями. С другой стороны, и в этой части эксперимента психологический аспект задействован. Вот коровки тут поколениями малую и большую нужду справляли. Теперь и вы, доярки да механизаторы, поживите. Раз начальство вашим домам тут место определило. Люди и не ропщут: за водным дефицитом для жителей агрогородка этот вопрос кажется второстепенным.

– За питьевой водой ходим за 400-500 метров к колодцам на частные подворья, – рассказывает Татьяна Казюкевич. – Те хозяева недовольны. Мы им надоели. Приходиться преодолевать себя каждый раз. (Идет, идет эксперимент! –Л.Н.)

Водонапорную башню главы семейств открыли самовольно. Надо ведь и мыть, и стирать, и самим с детьми мыться. О последствиях в плане здоровья люди стараются не думать. Иначе можно в депрессию впасть, или озлобиться на власть местную. Или запить. Все варианты, что называется, для себя дороже, и ничего не решат. Для успокоения, правда, можно почитать райисполкомовскую газету "Шахтер". Ух как там власть расхваливают! Какая она заботливая и хорошая! Все о народе печется. Правда, про их проблему почему-то не пишут, никто о них не печется. Разве что, действительно, эксперимент идет?

Сначала везут коров, потом детей

Оксана, Снежана, Марина – они все работницы СПК "Новое Полесье", а также мамы ребятишек. Рассказывают:

– До школы и детского садика от нас четыре километра. Раньше детей возил автобус. Потом он сломался. Сейчас часто школьников и дошколят подбрасывают на грузовике. Сажают в кузов, а до этого там коров везут. То на мясокомбинат, то еще куда. Бывает, транспорта вообще никакого нет. Тогда дошколята и младшеклассники сидят дома.

В прошлом учебном году в холода мамы обратились к директору совхоза – организуй подвоз детей в школу. Тот: нет денег на бензин. Мамы в отдел образования. По их словам, услышали от чиновников, что деньги на бензин для подвоза детей выделяют давно. Правда, после этого разговора детей в школу некоторое время возили.

А еще в магазине Копацевичей, как сказали Оксана и Снежана, не бывает молока, рыбы, кур, редко привозят колбасу, а в полеводческих бригадах люди получают за исключением уборочной 70-80 тысяч рублей в месяц. А еще директор СПК недавно построил себе новый дом в поселке "Новое Полесье" и купил машину. Джип. И теперь на этот шикарный автомобиль могут любоваться бредущие с ранцами в школу копацевичские дети. И, вероятно, разговоры об этой машине скрадывают им путь. Подвести до школы директор не предлагает. Ну и правильно. Надо этим детишкам внедрить в подкорку, что машины не для них, они будущие простые труженики. И только. Эксперимент продолжается.

P.S.: "Что вы, какой эксперимент!" – могут возразить прочитавшие этот материал представители Солигорской вертикали. Поклеп!

А если не эксперимент, тогда что? Недомыслие и духовная инвалидность той же чиновничьей верхушки? В принципе, можно согласиться и со вторым определением.

Лариса Насанович

BulletinOnline.org 

{mos_fb_discuss:2}