Ежегодно на автомобильных трассах нашей страны происходят тысячи аварий с участием лосей, оленей и других диких копытных. Выяснили, когда и где в Беларуси чаще всего люди попадают в ДТП с животными.
Аварии с дикими животными создают серьезные проблемы во многих странах.
На это обращает внимание журнал "Наука и инновации" – статья из него опубликована на сайте Госинспекции охраны животного и растительного мира при главе государства.
К примеру, ежегодный прямой ущерб от ДТП с копытными во Франции и Швеции составляет по €100 млн в год, в Германии – €450 млн.
В целом ущерб от повреждений автотехники в результате таких ДТП в Европе превышает €1 млрд в год. В эти расходы не включены страховые выплаты и затраты экстренных служб.
В авариях гибнут и люди, и животные
Как и в других лесистых странах, в Беларуси нередки ДТП с дикими копытными.
Так, в 2021 году в стране случилось 2978 таких аварий, в 2022-м – 3021. Причем в 2021 году в ДТП с дикими копытными погибло 50 человек, в 2022-м – 64.
Белорусские СМИ регулярно сообщают новости об этих трагических происшествиях.
Так, в конце октября 2023 года в ДТП под Минском с участием лося погибли мужчина и его ребенок.
От столкновений с машинами гибнут и животные. В 2021 году – 3050 копытных (3 лани, 3 пятнистых оленя, 81 благородный олень, 178 кабанов, 878 лосей и 1907 косуль), в 2022-м – 3075 животных (5 ланей, 86 благородных оленей, 142 кабана, 850 лосей и 1992 косули).
При этом в Беларуси копытных погибает гораздо меньше, чем в схожих авариях в других странах Европы.
Для сравнения: в Швеции, территория которой примерно в два раза больше Беларуси, в 2022 году погибло 65 660 диких копытных (437 благородных оленя, 5406 ланей, 5638 лосей, 5852 кабана и 47 603 косули).
Когда происходят пики ДТП с животными
Число аварий с копытными зависит от поры года, пик приходится на май-июнь.
По заключению экспертов журнала, это связано с увеличением активности копытных.
Например, в мае и июне 2021–2022-го значительно увеличилось число ДТП с лосями, рост аварий с косулями в этот период выражен еще сильнее.
Вместе с тем в декабре 2022 года число погибших на дорогах лосей было больше, чем в мае-июне. А количество сбитых косуль в ноябре-декабре 2022 года примерно совпадало с летним периодом.
При этом в мае среди сбитых в ДТП косуль было больше самцов: в 2021 году – 67%, в 2022-м – 70%. Это связано с тем, что в мае и июне молодые самцы косули активно ищут новые участки обитания.
Самцы лося, косули и благородного оленя чаще попадают в ДТП в период спаривания (гона), если судить по аналитическим данным.
Так, доля самцов из числа погибших лосей в сентябре 2021 и 2022 годов составила 68%, а самцов благородного оленя – 66 и 90% соответственно.
В таблицах не приведена информация относительно кабанов. Автомобилистам нужно знать, что у этих животных гон обычно идет с начала ноября до конца декабря. В отдельные годы гон продолжается и в первой половине января.
Чем интенсивнее поток, тем больше ДТП
Если провести анализ по дням недели, то в пятницу, субботу и воскресенье фиксируется больше всего травмированных или погибших в авариях диких копытных. В то время как в будни число подобных ДТП снижается.
Также установлено, что случаи гибели животных по этой причине увеличиваются летом.
Специалисты отмечают, что на рост ДТП с участием копытных в определенных регионах страны главным образом влияет интенсивность движения транспорта.
Рост ДТП не зависит от численности копытных
Вместе с тем нет четкой взаимосвязи между числом погибших животных и так называемой плотностью населения копытных (ПНК) в конкретном регионе.
В качестве примера эксперты приводят Минский район: при довольно низкой ПНК здесь зафиксирована наибольшая интенсивность ДТП с копытными в стране.
При этом в некоторых охотничьих хозяйствах с большой ПНК ежегодно случается относительно небольшое число подобных аварий.
В прошлые годы ДТП с дикими копытными концентрировались на участках автодорог, которые прилегают к столице и другим крупным городам.
Кроме того, аварии концентрируются на трассах с высоким трафиком движения – опять же, независимо от числа животных и ПНК.