Юриий Краснов, преподавателем и инструктором по вождению, продолжает изучать основные трассы страны. В этот раз проехали по слуцкой трассе, как ее принято называть, хотя на самом деле автодорога Р23 (Минск — Микашевичи) Слуцк обходит стороной, да и Солигорск тоже. И все же пейзажи приятные, а дорогу есть за что похвалить. Покритиковать, правда, тоже — вот и посмотрим, каким будет общее впечатление.
Выезд из Минска. Подуставшее покрытие
— По слуцкой трассе я частенько езжу, но не до Микашевичей, а до развязки с М1. Мне она нравится, здесь спокойно. И пейзаж очень красивый, в отличие, к примеру, от брестской трассы: там в каком направлении ни поедешь — везде одно и то же, — рассказывает Юрий Краснов, выезжая из Минска.
Общая протяженность трассы Р23 — 188 км, хотя действительно многие регулярно проезжают меньшие отрезки: до развязки с М1, до Слуцка, до Солигорска. Отчасти востребованностью и объясняется некоторая разношерстность дороги: это совсем разные 188 км.
На выезде из Минска это двухполоска, покрытие которой можно назвать подуставшим.
— Дороге уже много лет, покрытие поизносилось, но ремонтируют его прилежно — латок много, серьезных ям я не вижу, — констатирует водитель.
Есть тросовое разделительное ограждение, которое, впрочем, исчезает за развязкой с трассой М1.
— А вот и нерегулируемый пешеходный переход — наземный. И перекресток сразу за ним: поворот на Чуриловичи и Смолевичи. Скорость понижена до 70 км/ч, установлена камера. И поэтому все действительно притормаживают. А не было бы камеры, все бы как шли 90 — так и шли бы. И хорошо если 90, многие же едут куда быстрее, — отмечает инструктор.
— Светофор бы сюда?
— Здесь развязка должна быть по-хорошему.
Про бетон
Некоторые участки трассы Р23 сегодня имеют бетонное покрытие. К нему то и дело возникают вопросы у автомобилистов. Бывало, что из-за жары бетонные плиты поднимало, то есть на скоростной дороге образовывалась эдакая незапланированная неровность — неприятнейший сюрприз для водителей.
— И сейчас это чувствуется: едешь — и бугорки, на них будто подпрыгиваешь. Я не берусь судить, с чем это связано, просто отмечаем, что хоть о бетоне и говорят как о более долговечном дорожном покрытии, он, очевидно, и более требовательный при эксплуатации, и появляющиеся дефекты сложнее исправлять, — предположил Краснов.
Общее состояние дороги интересно отслеживать по ее обочине. На самых качественных участках обочина ровная, асфальтированная, где и машина остановится, если необходимо, и велосипедист сможет без опаски проехать. Тем не менее встречались участки и вовсе без твердой обочины — щебень, и все. А были такие отрезки, где, видно, дорожное полотно не так давно обновляли, а обочину оставили в том состоянии, в котором она была. В итоге бок о бок с ровным бетонным покрытием можно увидеть убитый асфальт — не критично, конечно, но бросается в глаза.
Пешеходные переходы
Наземные пешеходные переходы — это проблема практически всех скоростных трасс в стране. Регулируемые, нерегулируемые — это все равно места опасные, участки, где происходят аварии, и порой страшные.
— Здесь применена абсолютно стандартная у нас схема движения: знаками занижается скорость, затем располагается пешеходный переход, рядом может быть автобусная остановка или выезд из какой-нибудь деревни, — описывает преподаватель.
На слуцкой трассе увидели немало мест, где в такой ситуации установлен даже светофор.
— На самом деле на дороге, где скорость 90 и выше, не должно быть светофоров. Но и нерегулируемых переходов тоже не должно быть. Потому что именно в таких местах периодически случатся серьезные ДТП: и с пешеходами, и без их участия. Допустим, кто-то стал снижать скорость перед переходом, другой за ним зазевался и не успел затормозить. И самое опасное, когда это грузовик или автобус. Там же водители по много часов проводят за рулем, и вот он едет-едет сотни километров, вдруг раз — светофор, — негодует Краснов.
Идеальное решение, по его словам, развести машины и пешеходов в разных уровнях. Причем куда лучше, когда автомобили проезжают ниже или выше, а пешеходам не нужно спускаться или подниматься по лестнице: мы же знаем, что некоторые люди предпочитают рисковать, а пожилым, возможно, и трудно преодолевать такие подъемы и спуски.
Пересечения автомобильных дорог также было бы здорово организовать с помощью разноуровневых развязок, но это финансирование, землеотвод — в общем, много нюансов. На слуцкой трассе, впрочем, применяется иное решение — о нем еще поговорим.
— Посмотри, здесь шумовые полоски стерлись. Местами и трещины на асфальте. Кстати, есть те, кто считает, что такие шумовые полосы нужны, чтобы снижать скорость перед пешеходным переходом. Это не вполне так. Решение имеет несколько функций: во-первых, водитель слышит, как проезжает по этим полосам, и акцентирует свое внимание на происходящем; во-вторых, пешеход на переходе лучше слышит, что приближается автомобиль, — объясняет ведущий рубрики.
Перекрестки и "капли"
Перекрестки — еще одна проблема.
— Один выезжает, другой тормозит, даже если выезжают не в его полосу, а сзади в него уже летит другая машина. Это плохой сценарий, но на этой трассе он вполне реален. Двухуровневых развязок совсем мало кроме той, что с М1. Мы пока видели, по-моему, всего одну. Зато перекрестков, примыканий, мест для разворота достаточно много. И каждый раз это риск, — говорит наш водитель.
То и дело приходиться сбрасывать скорость из-за того, что кто-то выезжает впереди: то слева, то справа, со светофором и без. А даже если и без, то кто будет рассуждать, кто и кому должен уступать? Замедляешься просто затем, чтобы не случилось ничего плохого.
— Вот машина разворачивается: попадет в левую — там машины несутся, в правую — то же самое. Водитель понимает, что в любом случае будет мешать, а деться ему некуда, — констатирует преподаватель.
Если развязки — это дорого, то есть и гораздо более бюджетный вариант, который уже видели на других трассах, в частности на гродненской.
— Так называемые "капельки", — напоминает Краснов. — Сначала водитель уходит в левую выделенную полосу для разворота, где никому не мешает. Пропускает встречных. Затем быстро уходит из двух встречных полос, не задерживаясь там, разворачивается через "капельку" и оказывается в полосе разгона, где спокойно набирает скорость. На слуцкой трассе такие "капельки" есть не везде, конечно, но именно на Р23 я впервые увидел это решение на белорусских дорогах.
Под Слуцком хорошо, а за Солигорском "хорошо" заканчивается
К вопросу о том, насколько разная трасса Р23 на своем протяжении. "Капли", идеальный асфальт, хорошо различимая разметка — это стали отмечать это при подъезде к Слуцку. Можно сказать, что именно в окрестностях этого города трасса находится в наилучшем состоянии, что связано с проведенными здесь относительно недавно работами.
Даже увидели бетонное разделительное ограждение, правда на совсем коротком участке — может, с километр. Эксперимент? Может быть, но такому ограждению больше доверия. Возможно, оно действительно способно предотвратить выезд на встречную полосу в первую очередь тяжеловесного транспорта, потому как уже видели, что делает с обычным ограждением потерявшая контроль фура.
Между тем если взглянуть даже на публикуемые сводки, то становится очевидным, что выезд на встречную является еще одной ощутимой проблемой слуцкой трассы. Проблемой, которая нередко приводила к трагедиям. По наблюдениям, ограждение на разделительной полосе есть не везде. Где-то оно станет препятствием для пешеходов, вздумавших перейти дорогу в неположенном месте, но, как уже было сказано, есть сомнения, что оно способно остановить серьезный транспорт, когда это потребуется.
С ограждением, кстати, имеется нюанс.
— Посмотрите: в местах, где обустроены пешеходные переходы, такое ограждение затрудняет обзор водителям. Да, вряд ли пешеход появится в неположенном месте, но его на переходе не видно до последнего момента. А скорость, даже с занижением, многие держат значительную. Представьте: машина едет в левой полосе со скоростью 70 км/ч, и вдруг резко появляется пешеход, которого не было видно, — страшно подумать, что может произойти, — рассуждает Краснов.
Трасса Р23 идет мимо Слуцка и Солигорска, но перекресток с дорогой, ведущей к городу шахтеров, заслуживает отдельного внимания. Перекресток круговой, и это очень нетипичное в нашей стране решение. Даже ведущий рубрики не скрывает удивления.
— Круговой перекресток на большой скоростной трассе — я впервые такое вижу у нас. Но тут он к месту, вписывается удачно. Скорость снижена, заранее расположены указатели. Хороший вариант, гораздо лучше, чем просто поставить светофор. Есть, конечно, свои требования: такие круги должны быть очень хорошо спроектированы, ведь на них традиционно главная дорога, и если транспорт не сможет нормально выезжать, то на трассе будут возникать заторы, и это в лучшем случае. А в худшем будут аварии, — убежден преподаватель.
И вскоре становится очевидным, что основная загрузка трассы отмечается как раз до Солигорска. Кусочек за кольцом, до Микашевичей, — это уже совсем другая дорога. Если не по нумерации, то по своему характеру. Она сужается, разметка местами вовсе исчезает, о разделительном ограждении никто и не вспоминает.
— Здесь особо и не уступишь кому-то, разве что чуть-чуть попытаешься сместиться правее, — ворчит наш водитель. — Асфальтированной обочины как таковой нет, только грунтовая. Такие узкие дороги могут быть очень опасны. Спасает то, что здесь, наверное, интенсивность движения не такая высокая. Но вот этот кусок до Микашевичей, хоть он и небольшой, мы будем ехать часа полтора: упрешься в какой-нибудь грузовик, и все — жди возможности обогнать.
Обратная дорога
Замечали, что дорога домой всегда немного короче? По пути отметили то, что пропустили раньше. Вот ограждение от диких животных — совсем не такое протяженное, как можно было бы подумать. И хоть оно не гарантирует того, что на трассе не случится неожиданной встречи, водителям все же так спокойнее. А вот участок, где контролируется средняя скорость: слуцкая трасса была в числе первых, где появились такие камеры.
Останавились на площадке для отдыха. Здесь торгуют всякой всячиной, от яблок до сушеной рыбы. Краснов рад пообщаться с людьми, но ничего не покупает — неужели не проголодался?
Таких возможностей отдохнуть на наших автодорогах, к слову, не так и много. Ситуацию спасают АЗС, являющиеся теперь не только точками, где можно заправить машину, но и фактически магазинами и кафе под одной крышей.
И еще что интересно: худший участок слуцкой трассы мы обнаружили уже недалеко от столицы, километрах в 27. Латка на латке.
— Ну что сказать: трасса Р23 — она разная. Где-то очень хорошо. Участок в районе Слуцка и вовсе образцово-показательный. Можно сказать, что когда ты от Минска едешь на Солигорск, дорога постепенно становится лучше и лучше, и настроение улучшается, ты становишься счастливее. Главное, не злоупотреблять, потому что пик счастья заканчивается резким разочарованием, если продолжать ехать в направлении Микашевичей. А обратная дорога в Минск от Солигорска — наоборот: становишься все грустнее и грустнее, — подытоживает Юрий Краснов.
Ну а мы еще раз увидели, насколько уже отреконструированные участки скоростных дорог безопаснее, ровнее, привлекательнее тех, где реконструкция только ожидается.