Новые правила сдачи экзаменов в ГАИ начнут действовать с 2014 года

Чтобы было меньше споров по поводу оценок, при сдаче практики решено ввести видеофиксацию. А требования к экзаменуемому на испытательном маршруте — подкорректировать.

 

Формально Инструкция о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) осталось прежней. Той, что была утверждена постановлением МВД РБ №67 от 22 февраля 2011 года. Однако в Министерстве внутренних дел в этот документ внесены существенные корректировки. Они, во-первых, призваны упростить взаимоотношения экзаменуемых с экзаменаторами, а во-вторых, сгладить шероховатости, имевшиеся в прежней версии инструкции.

Сдано? Нет, снято!

Основные вехи экзаменационной эпопеи в ГАИ остались прежними: испытания проводятся последовательно: вначале теория, затем практика. И положительная оценка по теоретическому экзамену «сдан» считается действительной в течение трех месяцев, по истечении которых теоретический экзамен назначается вновь. И с практикой почти все как и раньше: два этапа — на автодроме и на улицах. Разве что уточнены размеры элементов автодрома для принятия практического экзамена. Так, длина площадки на эстакаде может быть больше, чем нынешняя формула «База транспортного средства + 1 м». Чуть увеличится и площадь бокса для постановки учебного автомобиля на стоянку боковой стороной с применением заднего хода.

Главное же новшество при приеме практического экзамена членом комиссии — видеофиксация испытания. Об этом каждый испытуемый должен быть предупрежден перед началом приема. Видеофиксация практического экзамена может не производиться лишь в случае поступления от экзаменуемого мотивированного письменного обращения на имя председателя экзаменационной комиссии.

По окончании каждого рабочего дня данные видеофиксации копируют и обеспечивают их хранение. В том числе и для рассмотрения апелляций по итогам сдачи экзаменов, если такие апелляции поступят.

Как будут рассматривать апелляции?

Апелляция с обоснованием причин несогласия с результатом экзамена или выставленной оценкой, как и прежде, может быть подана в письменной форме на имя председателя комиссии в 10-дневный срок со дня получения результата, и рассматривается она в 5-дневный срок с момента ее подачи. В измененной инструкции уточняется, что под результатом экзамена понимается количество верных (неверных) ответов, данных в ходе теоретического экзамена, а также количество и классификация ошибок, допущенных в ходе практического экзамена.

В рассмотрении апелляции в обязательном порядке должны будут участвовать председатель комиссии и не менее двух ее членов. При этом должны использоваться данные автоматизированных систем, предназначенных для принятия теоретического экзамена, данные видеофиксации, а также другие материалы и сведения, имеющие отношения к сдаче экзамена.

По результатам рассмотрения апелляции принимается одно из следующих решений:

  • об оставлении апелляции без удовлетворения, а результатов сдачи экзамена и выставленной оценки без изменения;
  • о частичном удовлетворении апелляции, изменении результатов экзамена и оставлении выставленной оценки без изменения;
  • о полном удовлетворении апелляции, изменении результатов сдачи экзамена и выставленной оценки.


По итогам рассмотрения инициатор апелляции должен быть уведомлен письменно с обоснованием принятого решения. И еще. Апелляция, поданная по истечении упомянутого выше срока, рассмотрению не подлежит.

Теоретический экзамен

В соответствии с действующим до конца 2013 года вариантом инструкции, форма приема теоретического экзамена определяется председателем экзаменационной комиссии. А лицо, сдающее теоретический экзамен, вправе не менее чем за 10 дней до начала испытания ознакомиться с формой его приема.

С 2014 года основной формой приема теоретического экзамена в ГАИ являются билеты с использованием автоматизированных систем. И только при отсутствии возможностей приема экзамена на компьютере форма приема определяется председателем экзаменационной комиссии по согласованию с ее членами.

Теоретический экзамен, проводимый в форме устного опроса с использованием тестовых заданий, может также назначаться на основании мотивированного заявления экзаменуемого.

Увеличено время сдачи устной теории. В отличие от нынешней нормы (не более 30 минут на подготовку и ответ) только время на подготовку экзаменуемого «не должно превышать 30 минут». При этом ответы на вопросы тестовых заданий должны быть даны в письменной форме и оцениваться членами комиссии в процессе устного собеседования. Общая же продолжительность теоретического экзамена методом опроса с использованием тестовых заданий с учетом времени на подготовку не должна превышать 60 минут.

Практика станет более предсказуемой

На автодроме практика будет считаться не сданной не только в случаях невыполнения экзаменуемым одного из предложенных элементов либо отказа от его выполнения, а также при создании аварийной обстановки и совершения ДТП. Сегодня «незачет» выставляется при создании аварийной ситуации, вызвавшей необходимость вмешательства члена комиссии для предотвращения ДТП.

Дополнены обязательные условия проверки навыков управления транспортным средством на испытательном маршруте. Вот они:

  • проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков; выполнение двух левых поворотов или одного разворота на перекрестке; проезд по дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении при их наличии;
  • проезд перекрестка по дороге, пересекаемой главной дорогой;
  • перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы движения в одном направлении;
  • проезд пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
  • движение в транспортном потоке с соблюдением безопасной дистанции и интервалов;
  • умение правильно оценивать дорожную обстановку.


Два последних пункта являются новыми.

Протяженность поездки по улицам, как и прежде, составит 4 км. Только выбор маршрута движения будет определять не экзаменатор, принимающий практический экзамен, а председатель комиссии (для групп) или председатель либо член комиссии, принимающий экзамен (для «индивидуалов»).

На каждый испытательный маршрут дается маршрутная карта и присваивается порядковый номер. Все испытательные маршруты утверждаются начальниками УГАИ ГУВД, УГАИ УВД. Номер маршрута оглашается каждому экзаменуемому непосредственно перед началом приема второго этапа практики.

И напоследок — о том, кто помимо сдающего и принимающего экзамен может находиться в салоне учебного автомобиля. Сегодня в машину допускаются собственник транспортного средства либо его представитель при условии нахождения его на сиденье, с которого не осуществляется доступ к педалям привода сцепления и тормоза. С 2014 года список выглядит следующим образом:

  • сотрудники МВД, УГАИ ГУВД, УГАИ УВД;
  • представители иных заинтересованных государственных органов, учебных и иных заинтересованных организаций.


При нахождении в транспортном средстве эти пассажиры также должны располагаться на сиденье, с которого не осуществляется доступ к педалям привода сцепления и тормоза.

***

Эти и некоторые другие изменения и дополнения в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) внесены постановлением Министерства внутренних дел РБ №278 от 27 июня 2013 года. Но только в октябре данный документ был опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь. Обновленная инструкция, как уже говорилось выше, вступит в силу с 1 января 2014 года.

Александр Нестеров, "Интерфакс-Запад"