Сколько анекдотов и баек придумали студенты о своей веселой жизни «от сессии до сессии» и экзаменах, которые больше напоминают лотерею! Вытянул счастливый билетик – сдал, не вытянул – отправляешься на пересдачу. Похоже, модульно-рейтинговая система оценки знаний, которую внедряют у себя учебные заведения, заметно поубавит азарт шутников. О том, как будет работать новая система оценки знаний, «Знаменке» рассказала проректор по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Елена Живицкая.
Качество обучения повысится за счет интенсификации учебного процесса
Прежде всего в вузе изучили лучший мировой опыт. Такая система активно используется вузами Болонского процесса, а, как известно, сейчас рассматривается вопрос о вступлении в него Беларуси. Особенностью системы является структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и регулярная оценка знаний и умений студента в течение семестра.
Все знания, навыки и умения, приобретенные студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения по дисциплине и фиксируются путем занесения в единую ведомость при рубежном и итоговом контроле.
– Модуль – это логически завершенный, самостоятельный раздел, который объединяет ряд тем. В БГУИР каждую дисциплину планируют разбить как минимум на три части: все зависит от сложности предмета и количества часов, – говорит Елена Живицкая. – За знания по каждому модулю преподаватели будут ставить оценки, которые будут учитываться при выведении итоговой отметки.
Получается, если сейчас в зачетку идет оценка, полученная на зачете или экзамене, то по проекту, который разрабатывает БГУИР, вес итогового контроля составит лишь треть.
За лекции и конференции – дополнительные баллы
А что же остальные 70 процентов? Их студент будет добирать за счет усердной работы на лекциях, лабораторных и практических занятиях, за которые, кстати, также предусмотрена своя оценка. Дополнительный балл можно получить за участие в конференциях, семинарах, реализацию проектов, научно-исследовательскую работу. Кроме того, предусмотрена возможность, по решению кафедры, по сдаче экзаменов и зачетов автоматом. Конечно, эта практика используется и сейчас, но не системно и только если речь идет о самой высокой оценке.
Кого-то из студентов такая система может испугать – учебная нагрузка увеличивается, над освоением каждого модуля придется работать каждый день, а не время от времени (хотя, если вспомнить, что в школе нужно было готовиться к каждому уроку, то отличие получается небольшое). Но с другой стороны, при таком режиме учебы подготовка к зачету или экзамену станет лишь способом систематизировать знания и ликвидировать пробелы по изученным модулям. Да и о стрессе во время сессии можно забыть. В университете уверены, что абитуриенты и студенты отнесутся к нововведению с пониманием, ведь большинство молодых людей идут в вуз не просто за дипломом, а за знаниями, которые помогут в будущем стать хорошим специалистом.
Плюс за самостоятельность
– В свою очередь преподавателям предстоит обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту, – считает Елена Живицкая. – В этом помогут современные информационные технологии. Уже сейчас по всем дисциплинам разработаны электронные учебно-методические комплексы, включающие материалы по лекционным, практическим и лабораторным занятиям, в том числе виртуальные лабораторные работы, которые можно найти в электронной библиотеке. В будущем в БГУИР планируют развивать на базе университетского сайта общую образовательную среду. У каждой дисциплины появится отдельная страница, студенты смогут больше общаться с преподавателями посредством информационных технологий.
Модульно-рейтинговую систему оценки знаний студентов БГУИР собирается ввести с нового учебного года. С первого сентября по ней будут учиться все первокурсники. На других курсах на нее перейдут по отдельным дисциплинам и специальностям.
Наталья УРЯДОВА, «ЗН», фото предоставлено пресс-службой БГУИР, БЕЛТА