Здравствуйте, мои дорогие!
Сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике: «Делать или не делать?»
Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, как человек образует звуки?
Все начинается в дыхательном отделе, затем переходит в отдел голосообразования, а уже затем в артикуляционный отдел. В каждом из этих отделов, могут быть самые различные нарушения. Сейчас мы будем говорить об артикуляционном отделе, который включает в себя движения нижней челюсти, губ, щек и языка.
Внимательно присмотритесь к своему ребенку во время речи, Вы можете увидеть множество нарушений: зубы сильно сжимаются, губы неподвижны, один край губ поднимается, другой опускается, не может надуть щеки, вообще не понимаете, что говорит Ваш ребенок и т.д. Это все свидетельства неправильной работы артикуляционного отдела.
О чем вы думаете в это время? Могу предположить, что некоторые из Вас думают: «Мы пьем лекарства, логопед с ним (ней) занимается. Я сделал(а) все, что смог(ла)»
Еще часто можно услышать от взрослых: «Ай, что эта артикуляционная гимнастика дает?! Зачем ее вообще делать?». Давайте будем разбираться с этим вопросом вместе.
Каждый из нас, хоть раз делал зарядку с утра, посещал тренажерный зал, делал пробежку, может у кого - то есть свои конкретные ритуалы, для того, чтобы немного активизироваться, подготовиться к какой – либо деятельности. Я думаю, когда Вы это делаете, то знаете для чего это – потом легче работается или легче думается. Тоже самое происходит и во время артикуляционной гимнастики. Ведь, когда мы выполняем упражнения, то затрагиваем не только язык, но и мышцы нижней челюсти, щек и губ.
В то время как Вы с ребенком выполняете упражнения, то увеличивается кровоток к его артикуляционным мышцам, появляются новые связи между нервами и мышцами, что помогает вашему малышу быстрее усвоить конкретные артикуляционные позы, овладеть какими – либо звуками, увеличивается подвижность языка, губ, щек и нижней челюсти. Так почему бы не помочь Вашему ребенку?
Прошу заметить, что гимнастика важна не только, когда Вы уже знаете о речевом нарушении у ребенка, но и у детей с нормальным речевым развитием. Начинайте работу с рождения: пока кормите грудью, стимулируйте ребенка к захвату соска, просто как бы «поманивая» его, подразните немного, он начинает тянуть губки и язычок. Немного подрос – старайтесь убирать пораньше пустышки, дабы избежать в дальнейшем проблем с неумением держать язык за зубками; начали вводить прикорм – обмазывайте пюре вокруг рта и сами губы, пусть стремится облизать его, облизывание пальцев, тоже полезное дело для круговой мышцы рта, но не давайте ребенку регулярно держать пальцы во рту: во – первых, это негигиенично, во – вторых, появится синдром «сосущего ребенка» (опять же язык будет постоянно «вываливаться» изо рта). Хорошо, когда дети начинают грызть корочки хлеба – и десна можно почесать и заодно мышцы укрепить. Играйте с надуванием щек, когда ребенок надувает щеки, а Вы их лопаете. Можете самостоятельно слегка помассировать щечки и губки.
Что же касается родителей, детки, которых посещают специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи или пункт коррекционно – педагогической помощи, то Вы должны четко понимать, что от 100% коррекционной работы логопед выполняет 25%, воспитатель 25%, остальные 50% работы лежит на родителях. Как бы мы не старались, мы не можем охватить все 100 %, так как ребенок возвращается домой, в привычную ему обстановку, где можно забывать все то, чему обучали в саду. Поэтому убедительно просим соблюдать все рекомендации специалистов, некоторые из них будут касаться артикуляционной гимнастики.
Есть некоторые требования к выполнению упражнений:
1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему;
3. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри¬тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер¬ху или внизу)?;
4. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла;
5. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка;
6. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
Могу предложить вам небольшой общий комплекс артикуляционных упражнений, который Вы можете выполнять уже с 3-х летнего возраста, каждое из них выполняется по 3-4 раза подряд:
«УЛЫБОЧКА»: широко растянуть губы в улыбке, зубов не видно;
«ТРУБОЧКА»: вытянуть сомкнутые губы вперёд хоботком. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
«БЛИНЧИК»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…».
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы, с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю и нижнюю губу, делая движение из стороны в сторону.
«КАЧЕЛИ»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.
«ЗМЕЙКА»: широко открыть рот, высунуть тонкий язык и удерживать под счет до 5, спрятать и снова высунуть.
«МАЛЯР»: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
Если Вы занимаетесь самостоятельно, то гимнастика не должна быть навязчивой, придумывайте игры, чтобы Вашему ребенку было весело и комфортно.
С уважением Александра К.
Телефоны СЦ "Милея":
+375 29 703-72-73, +375 29 163-76-61
Приходите к нам по адресам:
- г. Солигорск, ул. К.Заслонова, д.69-А, 1 этаж.
- г/п Старобин, ул. Коржа, д. 9А (Дом культуры).
Мы в Вконтакте: Семейный центр "Милея", г. Солигорск
На правах рекламы* ИП Осипян Н.Г. УНП 691555717
ИП Фурс С.С. УНП 192753698