Более тридцати Прощ известно в Беларуси в настоящее время. Чаще всего святые места возникали стихийно, а вот в центре располагался какой-либо объект, который почитали. Обычно почитанию предшествовало знаменательное событие, а то и вовсе - совершившееся чудо. Много таких Прощ было в Слуцком уезде: Евличская, Кривичская, Морочская, Вызненская и Будчанская. Но сегодня остановимся на одной Проще – Замогильской.
Датируется Замогильская Проща, которая располагалась в 9 километрах от Кривичской, концом XIX века.
Деревня Замогилье в 1964 году была переименована в д. Рассвет (сегодня это территория Октябрьского сельсовета Солигорского района).
В архивных документах описано, что крестьяне посещали Замогильскую Прощу в праздничные и воскресные дни. И больше всего – по новолунным неделям.
В центре Прощи располагался камень, найденный между деревнями Замогилье и Веска. Его отличительной особенностью стала впадина, в которой просматривалась кисть сжатой человеческой руки. Крестьяне верили, что обладает он чудотворной силой и было решено установить крест и иконы.
"Камень с осколками был огорожен оградою из досок, в ограде поставлены большой деревянный крест, на котором привешены три иконы: одна на бумаге с изображением Богоматери с Предвечным Младенцем с две другие фольговые, и две деревянные длинные скамейки, сам же камень покрыт холстом и вблизи ограды в шагах 5 поставлена сторожевая соломенная будка".
Распоряжение об уничтожении Прощи было сделано в начале 1891 года Минским епархиальным начальником. Но возникали непреодолимые помехи. И все же 7 мая 1891 года в присутствии нескольких должностных лиц камень был разбит и свезён в реку.
Но люди не желали расставаться со святыней и стали почитать оба места: где располагался ранее камень и там, где его утопили, бросая дары прямо в воду.
В месте, где раньше находился камень, установили стол для пожертвований. Крестьяне могли положить деньги, воск, лён.
Также смогли найти и осколки того самого камня.
Уничтожение камня – необъяснимое
Лошадь, которая перевозила камень, пала. Скоропостижно скончался и человек, который выступал против святыни и уверял, что её нужно снести.
На специальном собрании в Минской духовной консистории 30 мая 1892 года было заключено, что почитание камня проистекает "лишь из склонности крестьян к суеверию", а следовательно "не может быть ни поощряемо, ни поддерживаемо".
11 июня 1892 года на месте Прощи уже стоял новый деревянный крест, вышиною 3 аршина, обвешанный холстом. А размещалось на нём уже не три иконы, а семь. Около креста расположились маленькие камушки – осколки уничтоженного камня.
Но просуществовали новые святыни недолго, иконы были переданы монастырю, а крест сожжён.
Откуда приходили почитатели?
В документе, датируемым 2 сентября 1892 года, указаны приходы: Вязынский, Старчицкий, Завишицкий, Рожанский и Пруский.
Позже появились сведения, что паломничество к этому месту ослабло, а потом и вовсе прекратилось.
Прошло 12 лет
14 сентября 1905 года в отчёте губернатору Минской губернии содержалась информация, что "крестьянин деревни Замогилье, Вызнянской волости устроил при деревне на пастбище два креста на коих повесил несколько икон разных святых, – разгласил, что иконы эти явленные. К крестам собирается народ на поклонение, как к чуду и приносит в жертву деньги, холст, лен, шерсть и другие крестьянские изделия".
Если изучать материалы тех времён, можно увидеть, что святыня – стихийное место с почитаемым камнем просуществовала как минимум с 1890 по 1905 год (15 лет). Но как пишут современные исследователи, воспоминаний о ней у жителей близлежащих деревень не сохранилось.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"