Деревня Метявичи располагается в пяти километрах от Солигорска. Многие, услышав это название, напрямую связывают его с метявичским мостом, который проезжают, направляясь в сторону четвёртого рудоуправления. Для рыбаков – это пристань для ловли рыбы. Для молодожёнов – символ счастливого брака и крепкой семьи. Для водителей – ориентир. Также Метявичи тесно связывают с карьерами – излюбленным местом отдыха горожан. Немногие знают историю этого удивительного места, которая уходит корнями в средние века, и впервые упоминается в письменных исторических источниках в 1528 году.
Чуть больше века назад в Метявичах располагалась старинная усадьба, которая, к сожалению, не пережила Октябрьскую революцию. Сегодня единственными следами поместья являются остатки парка. Но обо всём по порядку.
От Олельковичей до Радзивилла
В 16 веке Метявичи были собственностью князей Олельковичей. В 1612 году умерла София Слуцкая – последний член семьи Олельковичей. И Метявичи перешли её мужу – Янушу Радзивиллу (1579-1620), став частью состояния Радзивиллов.
На фото - София Слуцкая и Януш Радзивилл
От Радзивиллов до Корсаков
Спустя время поместье находилось в залоге у семьи Лещинских.
А в первой половине XIX века принадлежало семье Корсаков. Исследователи предполагают, что Корсаки построили кирпичный одноэтажный особняк с девятью широко разнесенными осями. Вероятно, позже была добавлена двухэтажная надстройка. Перед центральной частью было крыльцо с балконом, поддерживаемое двумя парами колонн. Такое же крыльцо с балконом находилось со стороны сада, напротив реки Случь.
Интерьер дома состоял из 12 комнат в двухэтажной планировке. Во всю ширину главный салон примыкал к садовому портику, а его окна и стеклянные двери выходили на живописные прибрежные луга.
Особняк стоял посреди довольно большого сада. Рядом с домом находился жилой флигель, между двумя постройками были въездные ворота. Перед усадьбой находилась деревянная усыпальница, алтарь которой с копией картины Ченстоховской Богоматери спроектировал живший неподалеку (в Кальске) художник Вильгельм Котарбинский (1848-1921). Справа от лужайки, вглубь сада, была липовая аллея.
Во времена Корсаков в усадьбе получал первые систематические знания всемирно известный композитор, наш земляк, Станислав Монюшко, творчество которого известно далеко за пределами Беларуси.
На рисунке - Станислав Монюшко
От Корсаков до Крупских
В 1850 году поместье купил Урбан Крупский. Наследником стал сын Бонифаций (1822–1903), а последним владельцем деревни был его сын Зигмунт (1883–1940). Во второй половине XIX века их собственность составляла около 120 волок (волок – единица измерения, в среднем составлял 21,368 га / 52,80 акра - прим. ред.).
Метявичи в географическом разрезе
После Второго раздела Польши в 1793 году Метявичи, ранее принадлежавшие Копыльско-Слуцкому княжеству и уезду Слуцкого воеводства Новогрудской Республики, стали Слуцким уездом, входившим в состав Минской губернии Российской империи. После стабилизации польско-советской границы в 1921 году село вошло в состав Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), а с 1991 года - территории Республики Беларусь. До 2009 года село входило в состав Погостского сельсовета, сейчас – Чижевичского.
Что ещё было в поместье Метявичи?
Во второй половине XIX века, до Октябрьской революции, здесь стояла католическая часовня. Здание винокурни, существующее с XIX века, было снесено на рубеже XX и XXI веков.
Метявичи сегодня: липовая аллея и остатки старинной усадьбы
Сегодня на берегу уже Солигорского водохранилища, образованного в 1967 году, осталась липовая аллея, переходящая в грабовую (в народе – панский сад). Старинные деревья, свидетели давних времён, безмолвствуют, храня тайны наших предков.
Журналист "Электронного Солигорска" во время прогулки по этому не совсем тихому уголку (рядом располагается трасса) обнаружил не совсем обычные камни. Некоторые из них, вероятно, остатки каплицы, другие – соответствуют материалу, из которого была возведена усадьба (судя по фото). Также в одном из уголков обнаружены остатки фундамента. Насколько эти находки уникальны, смогут определить краеведы.
А что вспоминают старожилы?
– Бабушка рассказывала, что когда-то в Метявичах жил очень богатый пан. Пока они были маленькими, то бегали на великолепную конюшню посмотреть на породистых лошадей. А ещё у него была бильярдная. Вся округа работала на него. Причём дети тоже старались подработать. А ещё была винокурня. Когда пан сбежал (это было где-то в 20-х годах), его поместье осталось, словно ожидало, что хозяин вернётся. Но нет. Пан Крупский не вернулся. А потом усадьбы не стало. Винокурню переоборудовали в спиртзавод. А потом и его разобрали, – делится воспоминаниями солигорчанка, уроженка Метявич.
– Моя мама работала у пана. Рассказывала, как богато был обставлен дом. Сколько гостей приезжало. Платил он исправно, кормил. Когда я была совсем маленькой, мама, бывало, брала меня с собой. Я мало что помню. Но запало в душу, как она тихонько сказала: "Смотри, вон пан стоит". Дело близилось к вечеру, солнце уже садилось. Таким я его и запомнила, в лучах заходящего солнца, – поделилась жительница деревни Метявичи.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"
В материале использовалась информация из книги "История резиденций на давних окраинах Речи Посполитой. Том 2. Новогрудское и Брестско-литовское воеводства". Автор: Роман Афтанази.
Некоторые фото – из открытых источников