В Солигорском районе недалеко от Березовского рудника сохранились остатки старинного кладбища: несколько могильных камней в заброшенном парке. Надписи очень старые. Многое так и не удалось прочесть с первого раза.
Для того, чтобы расшифровать надписи понадобился лишь кусочек мела. Оказалось, кроме могилы Эдуарда Корженевского, найдены надгробия Игнатию Корзаковичу и трем детям: Антонию, Доминику и Францишку.
Как оказалось, это панское кладбище, располагавшееся неподалеку от имения Кальск. И похоронены на нем крупные землевладельцы Слуцкого уезда Минской губернии второй половины XIX века.
Узнаваемой была только одна могила – Эдуарда Корженевского, на которой написано: умер 4 апреля 1865 года, прожил 51 год. "Бог взял, Бог забрал".
Для того, чтобы расшифровать надписи понадобился лишь кусочек мела. Оказалось, кроме могилы Эдуарда Корженевского, найдены надгробия Игнатию Корзаковичу и трем детям: Антонию, Доминику и Францишку.
Надпись: Март 1895 года 3. дети: Антоний, Доминик, Францишек. Умерли 1895 год. Боже, храни их души.
Надпись: Игнатий Коркозович. Наилучшему мужу и отцу 1890. Буквы SP означают: Светлой Памяти.
А недалеко от кладбища - имение Кальск. В некоторых исторических документах это имение пишется, как Кольск, в других же – Кальск. Возможно, последнее название было введено в эксплуатацию в 1920-х годах.
Этот уголок Солигорского района красив, но вызывает грусть тот факт, что некогда процветающее имение оказалось не только разрушенным, но и забытым. Лишь немногие могут вспомнить рассказы своих близких предков.
Остальную информацию можно найти в различных архивах. Так или иначе, имение Кальск – это наша история. И важно хотя бы частично восстановить ее пробелы.
Для того, чтобы выяснить больше об имении, а также владельцах, журналист "Электронного Солигорска" обратился в ГУК "Солигорский краеведческий музей". Как оказалось, этой темой занимается ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь Надежда Усова. И совсем скоро должен выйти фильм о Кальске. Благодаря объединенным усилиям, дело пошло гораздо быстрее.
Имение Кальск. Кто и когда владел?
В 1844 году имение, в которое входила деревня Зажевичи называлось Тростенец. Владельцы: Михаил и Антонина Корженевские (дело 142-1-1570 инвентарь им. Зажевичи Слуцкого уезда Корженевских 1844 г. (в НИАБе).
Имение Тростенец перешло по праву к сыну Михаила Эдуарду. А когда тот умер, не оставив после себя наследников, было поделено между его женой Корженевской Илюминатой Людвиговной из Орачевских, двоюродными братьями и дядей Иосифом Онуфриевичем.
В этом же списке указаны Коркозовичи: Игнатий, Михаил, Витольд, Вацлав, Марьян, Саввина, Ангелика и Янина.
В 1876 году владельцами являлись Корженевские Илюмината Людвиговна и Иосиф Онуфриевич.
В 1873-1874 г. после смерти Иосифа Онуфриевича имение Б. Кальск унаследовала дочь Пудловская Екатерина Осиповна. После смерти имение перешло к сыну от первого брака Казимиру Пудловскому.
В 1913 г. владельцем Кальска (Kals) показан Казимир Хрисанфович Пудловский, унаследовавший имение после смерти матери.
Также в некоторых источниках указано, что в Бол. и Мал. Кальске управляли имениями Корженевских некие арендаторы.
Кальск: место для души и творчества. Деятельность известного художника
Ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь Надежда Усова:
– Из воспоминаний Андрея Прахова, сына археолога и историка Николая Прахова, стало известно, что имение Кальск было приобретено художником Вильгельмом Котарбинским, картины которого есть в Риме, Киеве, Петербурге, Москве, Варшаве и др.
На фото: Вильгельм Котарбинский, источник фото: журнал "Мастацтва" № 1 (442)
Имение было приобретено по возвращении художника из Рима после женитьбы в 1888 году. (Основываясь на полученных данных, можно предположить, что супругой стала Екатерина Пудловская - прим. ред.). Жена Котарбинского отдавала предпочтение жизни в имении и не входила в богемное киевское окружение мужа. Она так и осталась таинственной романтичной незнакомкой.
На фото: Картина В. Котарбинского. Пейзаж. Масло. 1890-я — 1910-я(?). 46,3х198. НММ РБ. Реставратор: Светлана Алишевич. Источник фото: журнал "Мастацтва" № 1 (442)
Брак был недолгим. Жена вернулась в свое имение под Вильней, а художник поселился в двухкомнатных апартаментах гостиницы "Прага" в Киеве.
Несмотря на плотный график, летние месяцы Котарбинский обычно проводил в белорусском Кальске, Погостской волости Слуцкого уезда, где была оборудована огромная мастерская. Возможно, он воспринимал это одиночество в сельской местности как передышку, когда почти каждый год преодолевал почти 450-километровую дорогу в Слуцк. Здесь также был круг друзей из местных землевладельцев и интеллигенции, которые приглашали посетить их поместья, чтобы нарисовать церкви. Имя Котарбинского звучало одновременно с именем Репина, который, кстати, не принимал его картины. Вильгельм Котарбинский охотно выполнял заказы белорусских дворян, писал портреты местной элиты.
На фото: Мастерская В. Котарбинского в Кальске, источник фото: журнал "Мастацтва" № 1 (442)
В художественном кругу, который собрал в имении Константина Гектора Прушинского под Кальском, Котарбинский расписал полотна четырех евангелистов для Троицкой церкви в Старчицах. Художник был избран почетным верующим Троицкой церкви, которая, к сожалению, не сохранилась.
В революционные годы (вероятнее всего, в 1918 г.) Котарбинский перевез в Кальск некоторые свои работы из киевских мастерских, опасаясь за их сохранность, поскольку художественное наследие было единственной собственностью и надежностью старости. Но политические события в Беларуси развивались стремительными темпами: в марте 1918 года была провозглашена Белорусская Народная Республика, 1 января 1919 года - Социалистическая Советская Республика Беларусь, которая вскоре объединилась с Литвой. Литбел просуществовал около года и распался во время польской оккупации 1919-1920.
Именно во время этой политической суматохи коллекция молодого и уже больного художника приехала в Беларусь и осталась без присмотра. В истории украинского искусства считается, что коллекция Котарбинских была потеряна на пути из Киева в Кальск. Это оказалось просто предположение. Картины добрались до Кальска, но не задержались там надолго. В картотеке "Художники Беларуси конца XIX - начала XX века" белорусского краеведа Сандар Пале (BSAM LiM) 1950-х годов упоминается о дальнейшей судьбе этой коллекции.
Подробнее о творчестве В. Котарбинского мы расскажем в ближайшее время.
Кальск. Воспоминания жителей близлежащих деревень
– Мама рассказывала про семью Корженевских. Имя пана я уже подзабыла. Тетя моей мамы работала экономкой у пана Корженевского, – поделилась воспоминаниями жительница соседней деревни. – А ее муж был конюхом. Их дом стоял тоже на территории усадьбы. И жили они у пана довольно хорошо. А моя мама в детстве ходила к ним подрабатывать, нужны новые ботиночки - день у пана поработаешь и купишь. Мама очень много рассказывала об этой семье. Всего уже и не вспомнишь. Пан их кормил, давал деньги. Обращался хорошо. Был очень внимательным и добродушным. Заботился о своих людях. После революции эта семья сбежала. А в 50-е годы потомки Корженевских приезжали в места своих предков. Я хорошо запомнила этот момент. Мне было 6 лет. И меня как раз оставили с дедом, который работал прежде конюхом у Корженевских. И больше всего мне запомнилось их угощение.
– Я родился в 1926 году, а имение рисовал имение по рассказам родных, соседей. Они точно описывали, что там было. А когда рисунок был готов, я показал его. И все, кто видел, говорили, что да, похоже. Таким и было это имение, – поделился Иван Белько. – Знаю, что имение было разрушено. В каком-то году, не вспомню уже, кто-то избил рабочего в этом имении. А потом его приехали и забрали. Вроде это был управляющий. Ведь самих панов уже не было. Больше его никто не видел. А имение разобрали и перевезли в Старобин (журналисты попытались проверить это информацию, но не нашли ни подтверждения, ни опровержения - прим. ред.).
Кальск сегодня
Сохранившийся уголок природы не просто красив, но еще и ценен. Многовековые деревья напоминают потомкам о том, каким был район в прошлые века. О тех, кто заботился о предках жителей нашего края. Ведь от умения управлять имением, зависело процветание не только отдельной семьи, но и всего уезда в целом. Важно знать свои корни и передавать эти знания из поколения в поколение.
"Электронный Солигорск" выражает благодарность ведущему научному сотруднику Национального художественного музея Республики Беларусь Надежде Усовой, а также жителям близлежащих деревень за помощь в подготовке материала.
Также в подготовке материала использовались исследования профессора Анатолия Белого, краеведов: Михаила Тычины, Сергея Богдашича, Валентины Видлоги, Анатолия Жука, Игоря Титковского, Василия Тишкевича. Большой вклад в эту тему внес предприниматель Андрей Попов.
Некоторые данные получены из книг: "Землевладельцы Минской губернии 1861-1900", "Землевладельцы Минской губернии 1900-1917". Автор: Дмитрий Дрозд.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"