Являются ли рекламой коммерческие объявления "требуется работник"? Нужно ли уплачивать сбор за сопутствующие услуги (например, закрепление или выделение текста)? А кто платит, если объявление размещено через рекламное агентство? Несмотря на то, что с момента издания Указа "О развитии средств массовой информации" прошёл год, некоторые его аспекты вызывают вопросы у плательщиков.
Напомним, что с 1 мая 2022 г. деятельность компаний в части распространения рекламы в Беларуси регулирует Указ Президента № 131 "О развитии средств массовой информации".
Узнали в Инспекции МНС по Солигорскому району, что попадает под налогообложение и что важно знать рекламодателям.
За какую рекламу придётся платить сбор?
Объектом обложения сбором признаётся размещение и распространение рекламы на территории Беларуси, включая рекламу в интернете. К этой категории относятся и наружные промо-материалы, которые размещаются на движимых и недвижимых объектах на открытом пространстве. Важное условие – такие объекты находятся в населенных пунктах, а также в полосе отвода автомагистралей. Например, билборды.
Сопутствующие услуги (выделение, закрепление текста и т. п.) – рекламой не являются.
Кому нужно платить рекламный сбор?
Плательщиками сбора признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели Беларуси, зарегистрированные в стране, являющиеся рекламодателями.
Вся реклама, оплачиваемая со счетов юрлиц и ИП, становится базой для налогообложения. Однако, если рекламу оплачивает другое лицо, например, собственник, директор или маркетолог с личной карты, то для уплаты сбора это не учитывается. Такая схема работает, только с маленьким бюджетом.
При размещении рекламы на различных площадках через рекламное агентство, сбор уплачивает тот, кто несёт расходы по оказанию рекламных услуг. То есть рекламодатель.
Иностранным рекламодателям работать в Беларуси разрешено только через рекламные агентства. Поскольку плательщиками сбора на рекламу являются только резиденты страны, то за иностранцев сбор уплачивает агентство.
В случае, если рекламное агентство рекламирует свои услуги, оно становится рекламодателем. И тоже обязано уплатить сбор.
Как рассчитывается сумма рекламного сбора
Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Эта сумма прописывается в договоре, который заключается с рекламным агентством.
Налоговый платёж исчисляется в национальной валюте. Ставка зависит от специфики размещения рекламных материалов:
- 10% от стоимости оказанных услуг для наружной рекламы, рекламы, размещённой на транспортных средствах, в том числе внутри салонов общественного транспорта;
- 20% - в других случаях.
Когда уплачивать рекламный сбор?
Налогоплательщик должен предоставить в налоговую инспекцию расчёт по форме до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (три месяца). Расчёт предоставляется только в том случае, если появляется объект обложения рекламным сбором.
Уплатить налоговый сбор необходимо до 22 числа месяца, который следует за отчётным кварталом.
Также этот платёж нужно включить:
- в затраты по производству, а также реализации продукции (услуг), если это предприятия, которые являются плательщиками налога на прибыль;
- в расходы, которые учитываются при расчёте подоходного налога с физлиц, если это ИП.
А за что платить не нужно?
Указ президента о рекламе также определяет услуги, на которые не распространяется новый налоговый сбор. К объектам налогообложения не относится:
- социальная реклама;
- реклама мероприятий, которые организованы государственными органами;
- материалы, которые распространяются с помощью досок объявлений;
- коммерческие объявления в рубрике "требуются работники";
- рекламная продукция, которая размещается внутри зданий. Например, при раздаче листовок снаружи здания, нужно уплатить 20% сбора. Если же это происходит внутри здания, сбор уплачивать не нужно;
- материалы, которые публикуются на официальных интернет-страницах госорганов. А также в средствах массовой информации, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации.
Также не попадает под действие нового сбора рекламная продукция, которая предоставляется спортивным и физкультурным организациям в качестве поддержки.
Подведём итоги
Согласно Указу Президента № 131 "О развитии средств массовой информации" с 1 мая 2022 г. рекламодатели обязаны уплачивать рекламный сбор, если они относятся к соответствующей категории налогоплательщиков.
Рекламодатели-нерезиденты также могут распространять рекламу в Беларуси, но только после заключения договора с рекламным агентством-резидентом.
Уплата сбора осуществляется в установленные законом сроки. В случае неуплаты начисляется пеня. Её размер определяется в % от неуплаченных сумм платежа.
За разъяснением норм Указа № 131 в части ставок сбора и порядка его уплаты следует обращаться в Инспекцию МНС по Солигорскому району.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"