"Это друзья прогуливали, а я просто за компанию". Отсидеть 11 лет за партой или отвоевать своё время — что оказалось ценнее?

Бывший "сачок" — это диагноз на всю жизнь или скрытая суперсила? Один путь ведёт к работе, где не нужен диплом, другой — к высокой зарплате в перспективной сфере. Мы собрали пять откровенных историй людей, чья судьба круто изменилась из-за школьных прогулов. И оказалось, что урок, который они вынесли из этих дней, — прямо противоположный.

Сожаление: "Я хотела бы всё изменить"

История Анастасии — это классика жанра, пугающая родителей и учителей.

"В старших классах я пропускала большую часть нелюбимых предметов. Таковыми были физика, химия, физкультура. Да в общем-то любой предмет, на который идти не хотелось. Во времена моего обучения это не преследовалось строго. Часто пропускала первые уроки лишь потому, что банально хотелось выспаться. Такое отношение к учебе, конечно же, не осталось без последствий. После школы я поступила на поварские курсы, закончила их на отлично, но к профессии повара — так и не приступила. Вместо этого, пошла работать нянечкой в детский сад — и там быстро поняла, что пропуск уроков и невнимательное отношение к учебе — были одной из самых глупых моих ошибок. Тяжелый труд в детском саду, отсутствие перспектив на рынке труда — вот реальность, с которой я столкнулась. Если бы я могла вернуться в прошлое, я хотела бы все изменить и пойти учится, например, - на врача. Теперь моя задача — объяснить своим детям, что учеба — это очень важно. Хорошее будущее начинается с малых шагов".

progull 2

Взгляд из учительской

"Современные технологии кардинально изменили ситуацию. Раньше мы звонили домой, и если трубку не брали, всё — ребёнок мог быть где угодно. Сегодня у каждого класса есть общий чат. Учитель, не увидев ученика на первом уроке, пишет сообщение. Родитель тут же связывается с ребёнком. Плюс электронные пропуски и смс-оповещения. Прогулять стало технически сложно, и статистика, действительно, пошла вниз. Но наша главная задача — не поймать, а понять. Часто за прогулом стоит не лень, а настоящая проблема: буллинг, непонимание предмета, конфликт с учителем или депрессия. Важно работать с причиной, а не со следствием", — делится учительница русского языка с 20-летним стажем Анна Петровна.

Ностальгия. "Не жалею ни об одном пропущенном уроке"

А вот история Егора полностью опровергает "поучительный" сценарий.

"Я был мастером тихих прогулов в 10-11 классе. С друзьями мы ходили играть в автоматы в "Зорке Венере", просто шлялись по закоулкам и болтали о жизни. В институте эту традицию успешно продолжил. И знаете что? Я ни о чём не жалею. Нашу школу (№2) окончил нормально, со средним баллом 4,4 (по 5-балльной системе). Легко поступил в Политехнический в Минске, на бесплатное (это было в начале 1990-х). Кстати, тогда не было никаких репетиторов.

 

А всё нужное для жизни я вынес не из учебников. Умение с любым человеком договориться о чём угодно, найти подход и метод решения проблемы— этому мы учились, пока гоняли по дворам и солигорским стройкам. Вот это и дало больше, чем все школьные годы. А всю профессиональную "магию" профессии, навыки управления я и так быстро освоил на первой же работе.

Так что, может, и не зря мы тогда школу пропускали? Жизни учились. И аттестат, кстати, не пострадал.

progull 2 3

school1

Прагматизм. Это была школа смекалки и изобретательности

Алексей, выпускник одной из солигорских гимназий, организовывал свои прогулы не абы как, он сделал из этого целый навык выживания. Не прокрастинация, а тренировка.

"Мои школьные годы в Солигорске можно описать как одну долгую спецоперацию. Я прогуливал системно и массово, из-за чего постоянно был на учёте. Чтобы выкрутиться, приходилось быть юристом, психологом и фокусником в одном лице: подделывать записки, договариваться с одноклассниками о списывании, создавать алиби, имитировать голос отца по телефону.

Именно эти навыки — мгновенно находить выход из тупиковой ситуации и сохранять хладнокровие под давлением — сейчас помогают мне каждый день. Я занимаюсь сделками с недвижимостью, где каждый день есть новые вызовы, часто - жёсткие переговоры и необходимость принимать решения за минуты. Школьная программа такого не даст. Находчивости и стрессоустойчивости в школьной программе не учат".

school 2 3

Бунт. Первый урок уважения к себе

Позиция Кати — философская. Для неё прогул был актом самоопределения.

"Я не прогуливала — я саботировала систему, которая меня угнетала. Школа с её муштрой и формальностью вызывала отторжение. Родители считали это блажью. Я взяла и перестала ходить в школу. Без объявления войны, без сцен — просто перестала. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что это был мой первый опыт защиты личных границ. Во взрослой жизни это вылилось в здоровое отношение к работе: я не боюсь уйти с токсичной должности и не терплю то, что меня унижает. Тот бунт научил меня слушать себя".

Получается, иногда ты не ленишься, а впервые в жизни учишься говорить "не хочу" — и это куда важнее, чем сидеть на ненавистном уроке.

Гиперответственность. Заплатила за идеальную посещаемость выгоранием

И, наконец, взгляд с другой стороны баррикад — от Анны, которая теперь сожалеет о своём перфекционизме.

"Я была той самой идеальной ученицей: ни единого пропуска, все кружки, домашние задания с первого раза. Родители и учителя ставили меня в пример. А результат? К 30 годам — два высших образования по престижным, но нелюбимым специальностям, выгорание и понимание, что я прожила не свою жизнь. Я так боялась нарушить правило, что забыла спросить себя: "А чего хочу я?". Мои одноклассники-прогульщики, которых ругали, сейчас более счастливы и успешны, потому что раньше меня начали искать свой путь".

А если посмотреть с этой стороны, то идеальное поведение иногда может оказаться психологической ловушкой.

progull 2 2

Все опрошенные сходятся в одном: сегодня прогуливать стало архисложно. Эра цифрового контроля, чатов и геолокации похоронила сам феномен "тихого сачка".

"Раньше прогуливать было похоже на приключение. Сейчас это стало почти невозможным, потому что за всеми строго следят. Ребёнка вычисляют за секунды, а родители мгновенно получают сигнал. Это, конечно, сократило цифры в отчётах, но решило ли старую проблему?" — риторически замечает один из наших собеседников.

Парадокс в том, что мы создали систему, где нельзя пропустить урок, но так и не научили детей хотеть на него приходить. Прогулы видоизменяются: на смену физическому непосещению приходит присутствие "телом" при полном отсутствии внимания и интереса.

Где же истина? Прогулы — это приговор будущему или часть личного опыта? Поделитесь своими историями в комментариях.

Анастасия Воскресенская, Полина Демидчик для "Электронного Солигорска"
Фотографии носят иллюстративный характер