Внедряются новые формы и методы обслуживания граждан, нотариат уже 4 года работает в соответствии с заявительным принципом «одно окно» на основании указа Президента №220 от 12 мая 2005 года. Данная услуга очень востребована населением - это позволяет гражданам сэкономить их личное время, и делает услуги нотариата более доступными.
Налажено постоянное взаимодействие с предприятиями и организациями района, куда нотариусы отправляют свои запросы об истребовании нужных документов и сведений.
Если сравнивать количество направленных запросов в 2008 году с 2006 годом, то их рост составил 60%. Количество граждан и юридических лиц, которым оказывается такая услуга, также ежегодно увеличивается. Более 75% от общего количества совершенных нотариальных действий в 2008 году, было совершено по принципу «одно окно». Пусть на этот принцип еще много нареканий, но с каждым годом он совершенствуется, становится все лучше.
Внедряются новые формы обмена информацией. Уже несколько лет между государственными нотариусами и регистраторами территориальных организаций по регистрации недвижимого имущества налажено взаимодействие с помощью IT-технологий. В прошлом году из пяти тысяч всех запросов одна треть была направлена по электронной почте, что ничуть не уменьшило важность этих обращений, наоборот, они принимаются быстрее и время на обработку запроса сокращается, а значит, возможность получить помощь в более короткие сроки увеличивается.
В 2007 году нотариальные конторы расширили список клиентов - Министерством юстиции был введен заявительный принцип обслуживания населения агрогородков. По согласованию с Солигорским райисполкомом выезды нотариуса в агрогородки осуществляются по предварительным заявкам руководителей сельских исполнительных комитетов. С руководством агрогородков решены вопросы информирования населения об оказываемых нотариальных услугах, о предоставлении соответствующих помещений.
Самые несложные нотариальные действия, такие как доверенности, завещания, освидетельствование копий - на местах совершают должностные лица сельских и поселковых советов, которые имеют на это право. В 2008 году, например, должностными лицами Краснослободского сельского исполнительного комитета было совершено около 700 нотариальных действий.
Если гражданин по уважительной причине не может явиться в государственную нотариальную контору для совершения нужного ему какого-либо нотариального действия, то нотариус выезжает по месту его нахождения после оставленной заявки (можно это сделать по телефону). В прошлом году нотариусами конторы было осуществлено 435 выездов на дом, в больницу к гражданам, которые вследствие различных причин (инвалидность, болезнь, пожилой возраст) не могли самостоятельно явиться в нотариальную контору.
Министерством юстиции последовательно принимаются меры по улучшению качества обслуживания инвалидов и пенсионеров. Одно из последних постановлений было принято 31 декабря 2008 года и касалось оно нотариального обслуживания отдельных категорий инвалидов в государственных нотариальных конторах, согласно которому нотариальное обслуживание одиноких инвалидов, не имеющих родственников на территории РБ, обеспечивается конторой по месту его жительства. Таким людям оказывается консультационная помощь по телефону, разъясняют различные нюансы в вопросах. РЦСОН предоставил в нотариальную контору списки одиноко проживающих граждан, нуждающихся в помощи, в том числе и правовой. Пока что эти услуги совсем новые для работников нотариата, но они уже вникают в курс дела и скоро эта процедура превратится для них во вполне обычную.
Нотариальные услуги стали еще доступнее и для пенсионеров после внесения изменений в закон о государственной пошлине – для этих категорий граждан она составляет 50% от общей суммы. Самые распространенные действия для пенсионеров и инвалидов – удостоверение завещаний, доверенностей.
Александра Добродская для Электронного Солигорска.
{mos_fb_discuss:2}