Одной из сенсаций минувшего чемпионата мира по женской борьбе стало выступление Марины Маркевич из Солигорска.
Однако чего ей стоила завоеванная в Токио серебряная медаль, знают немногие. Несмотря на превратности судьбы, которая в последнее время не слишком благоволила Марине, она все же смогла взять верх над обстоятельствами и в очередной раз заявить о себе.
— Одно время вы были лидером мирового рейтинга в своей весовой категории, но затем куда-то пропали, и ряд топ-турниров прошел без вашего участия. Если не секрет, в чем дело?
— У меня в тот момент начались неприятности со здоровьем. Из-за травм я и пропустила значительную часть прошлого сезона. Откровенно говоря, одно время даже опустила руки и подумывала о том, чтобы бросить спорт.
— Насколько тяжело пришлось после «медных труб» буквально начинать все с начала?
— Испытывала большое разочарование. Особенно это чувство было сильным после того, как в апреле минувшего года буквально перед чемпионатом Европы повредила колено. Это было очень тяжелое испытание, стресс огромный. Но я рада, что смогла в итоге взять себя в руки, найти силы продолжить спортивную карьеру.
— После этого решили поспорить за олимпийскую лицензию?
— Да, несмотря на невзгоды, все-таки решила попробовать попасть на Олимпиаду. Чувствовала себя на том турнире довольно неплохо, но в итоге завоевать пропуск на Игры не смогла.
— Обидно не было?
— Конечно, с одной стороны смириться с тем, что главный старт четырехлетия пройдет без моего участия, было тяжело. Но я понимала, что не совсем еще восстановилась после травм, долгое время нормально не тренировалась. Так что, по большому счету, итог олимпийской квалификации был для меня справедлив.
— За поединками спортсменок в Пекине следили?
— Конечно же, наблюдала. Как же иначе? Болела за наших девчонок, но, к сожалению, им не удалось привезти из Китая медали. В чем причина этого, думаю, лучше разберутся наставники сборной.
— Не сильно задевает, что в олимпийской программе награды среди представительниц прекрасного пола разыгрываются лишь в четырех весовых категориях, в то время как в вольной и греко-римской борьбе — по семь комплектов медалей?
— То, что так происходит, очень обидно, ведь многие по-настоящему классные спортсменки не могут продемонстрировать свое мастерство на Олимпиаде. Но вроде скоро эта несправедливость будет устранена, и на Играх женщины станут оспаривать первенство в семи весовых категориях.
— Но настолько ли возрос уровень конкуренции в вашем виде единоборств, чтобы пойти на этот шаг?
— За последнее время мастерство многих спортсменок очень выросло и конкуренток стало значительно больше. Если раньше на медали претендовали лишь немногие, то теперь круг претенденток значительно расширился. Бороться стало очень интересно, а количество проходных схваток свелось к минимуму. Так что это расширение пойдет на пользу. Главное, чтобы оно прошло не в ущерб другим видам борьбы.
— Чем для вас стал чемпионат мира в Токио?
— Это был еще один шанс напомнить о себе. Откровенно говоря, перед началом соревнований даже не думала, что смогу на что-то рассчитывать. Процент того, что окажусь в числе призеров, был невелик. И я это прекрасно осознавала. В принципе, даже сейчас не совсем верится в то, что я серебряный призер чемпионата мира. Эта медаль вновь заставила поверить в себя.
— В решающей встрече вы проиграли японке…
— Конечно, как показывают результаты этого сезона, японки сильны своей школой, и бороться с ними на равных — не такая уж невыполнимая задача. Но исход нашего противостояния вполне справедлив. Она была физически сильнее и быстрее меня. Да и опыт за плечами огромный. Просто так ведь шестикратными чемпионками мира не становятся.
— Быстро ли адаптировались к смене часовых поясов?
— Я боролась в первый день соревнований, поэтому было легко, и дискомфорта, связанного с адаптацией, поначалу практически не ощущала. Зато на второй-третий день было очень тяжело даже просто сидеть и смотреть, как идут соревнования.
— До этого в Японию наведывались?
— Нет, в этой стране побывала впервые.
— Какие впечатления?
— Времени рассматривать тамошние красоты у нас практически не было. Конечно, пока был перерыв между соревнованиями, по городу походили, увидели много чего любопытного, но до каких-то особых местных достопримечательностей не добрались. Хотелось посмотреть, как будут развиваться события на борцовских коврах. Об этом, честно говоря, не жалею, ведь интересных схваток было предостаточно.
— Обычно в единоборствах хоть каждый и отвечает за себя, но все же атлеты находят время поболеть и за товарищей по команде…
— У нас подобное не в диковинку. В Токио девчонки болели друг за друга, поддерживали в случае неудач и радовались, если кому-то удавалось победить. Словом, с чувством локтя, товарищества было все в порядке.
— С кем из команды общаетесь вне тренировок?
— Дружу с Василисой Марзалюк. Мы с ней постоянно созваниваемся, поддерживаем друг друга. Сейчас у Василисы непростые времена, но, думаю, она справится со всеми трудностями и себя еще покажет.
— Ныне в спорте допинговые скандалы не редкость. Не опасаетесь, что с вами может произойти что-то подобное?
— Конечно, спорт должен быть чистым. Нас постоянно предупреждают о том, чтобы мы не принимали непроверенные пищевые добавки и новые лекарства. Но, честно говоря, страх все-таки присутствует — ведь за всем не уследишь. Всякий раз, когда проходишь допинг-контроль, на душе тревожно. Вот и в Токио во время этой процедуры чувствовала себя не совсем комфортно.
— Как оказались в борцовской секции?
— В зал меня привела моя сестра. Когда я училась в шестом классе, она предложила попробовать свои силы. Я согласилась, и мне очень понравилось. Затем начались выезды на соревнования в другие города, первые победы. Так и втянулась.
— Сейчас в Солигорске борьба популярна?
— Трудно сказать, я не так часто бываю в родном городе, но перспективные спортсменки там время от времени появляются.
— Как вы считаете, борьба — это подходящее занятие для девушек?
— Этот вид спорта, конечно, достаточно тяжелый. Нагрузки ведь очень серьезные. Но если грамотно тренироваться, не перенапрягаясь, то он вполне подходит и для представительниц прекрасного пола.
— Возможно, вопрос не совсем корректен, тем не менее сильно нужно работать над собой в период подготовки к стартам?
— Понимаю, о чем вы. Раньше, когда выступала в весе до 48 кг, приходилось весьма непросто. Поэтому решила перейти в 51 кг. В этой категории чувствую себя намного уверенней, и вес гонять практически не приходится.
— Сотрудничество с кем из наставников для вас было наиболее полезным?
— Моим первым тренером стал Александр Микулич. В Плещеницком УОР со мной работал Лазарь Лейкин, а сейчас я занимаюсь у Анатолия Ермака. Я им благодарна от всей души. Каждый из них немало сделал для моего становления.
— Как родные и близкие реагируют на ваши успехи?
— Они очень за меня переживают, постоянно болеют на соревнованиях. Когда я не могла выступать из-за травм, именно их поддержка помогла пережить эту черную полосу в моей жизни, за что им, естественно, большое спасибо.
— Не раздражает, когда с вами фактически все время общаются на одну и ту же тему, спрашивая лишь о борьбе?
— Все считают, что если ты десять лет посвятил борьбе, то уже просто жить без нее не можешь. Конечно, в какой-то степени они правы. Но все же иногда хочется обсудить с людьми и другие вопросы.
— Есть ли у вас хобби в свободное от тренировок время?
— Конечно, очень люблю петь и танцевать. Это отличный способ расслабиться в паузах между постоянными выездами на соревнования и занятиями. К тому же они очень помогают сохранять оптимизм в самых сложных жизненных ситуациях.
{mos_fb_discuss:2}