Елена Фатнева - физик во втором поколении о том, как добиться 100-бального результата и как совмещать физику и лирику

Елена – учитель физики с многолетним стажем, продолжатель педагогической династии и талантливый исполнитель авторской песни. Поговорили с ней и узнали мнение о современных тенденциях в образовании, о том, почему так важно развивать в детях самостоятельность в учёбе, а также о том, как ей удаётся гармонично сочетать преподавание точных наук с творческой реализацией в авторской песне. Ее история – это вдохновляющий пример того, как профессия может стать призванием, а увлечение – частью жизни.

- Елена, как вы считаете – нужно ли нанимать репетиторов, чтобы повысить оценки, и с какого класса это лучше делать?

- Я считаю, что репетитор нужен только в 11 классе – для подготовки к экзамену по профильному предмету и для повторения пройденного материала. До этого ребенок должен учиться сам. Если же нанимать репетитора чуть ли не с 7-го класса, ребенок перестает мыслить самостоятельно и привыкает к тому, что за него многое делают репетиторы. Сегодня дети зачастую не очень старательны и не всегда стремятся прикладывать усилия к учебе. Поэтому я считаю: репетитор нужен только для закрепления пройденного материала и для увеличения знаний при подготовке к поступлению в ВУЗ.

- Какие сейчас дети?

- Многие из них привыкли мало трудиться. У них есть всё: хорошие телефоны, красивая одежда, вкусная еда. Сразу вспоминается советский мультфильм "Нехочуха", где капризный ребенок попадает в страну Нехочухию - там ничего не нужно делать, а робот приносит сладости и мороженое. К сожалению, сейчас этот мультфильм кажется мне исполнившимся кошмаром.

- Что бы вы посоветовали родителям?

- С самого детства важно самим заниматься с ребенком: не отдавая эту прерогативу телевизору или смартфону. Сейчас развивающих пособий и игрушек так много, как никогда. Раньше большинство детей шли в начальную школу уже подготовленными, они хоть и немного, но умели читать. А сейчас неподготовленных детей, к сожалению, все больше. Родители, по моему мнению, должны контролировать время пребывания детей в соцсетях, следить за выполнением домашних заданий и намного больше уделять внимания своим детям.

- Какие плюсы и минусы вы видите в теперешнем образовании?

- Десятибалльная система гораздо справедливее пятибалльной: она позволяет объективнее выставлять оценки. Однако мне не очень нравится система начисления баллов на централизованном тестировании и централизованном экзамене, когда за простую и сложную задачи дают одинаковое количество баллов. Это несправедливо по отношению к учащемуся, имеющему более высокий уровень знаний.

- Испытываете ли вы сейчас проблемы при преподавании физики в школе?

- Есть трудности с количеством уроков физики - сейчас всего два урока физики в неделю вместо трёх, а программа осталась прежней. Детям не хватает времени для того, чтобы отработать навык решения задач. Поэтому приходится уменьшать время на объяснение нового материала. Я нашла такое решение – просто раздаю каждому учащемуся распечатки с формулировками и формулами, чтобы не тратить время на конспектирование. Хорошо, что с 8-го класса снова вводят профильные классы с физико-математическим уклоном - у учеников будет больше часов по этим предметам. Это радует: талантливые дети смогут учиться углубленно и совместно приходить к решению нестандартных физических и математических проблем. Также хотелось бы упростить программу тем детям, для которых этот предмет не является профильным.

- Вы учитель физики во втором поколении? Расскажите о вашей маме.

- Моя мама – Нинель Григорьевна Фатнева - была легендарным учителем физики в Солигорске. Родилась она в Слуцке, после окончания пединститута уехала на Сахалин - тогда все стремились туда за романтикой. Мама говорила, что это были лучшие годы её жизни: 60-е, стало популярным бардовское движение. Они пели под гитару, шутили, придумывали капустники и радовались, доставляя удовольствие своим друзьям. На Сахалине она проработала три года по распределению и вернулась в родной Слуцк.

fatneva 2fatneva 3

В те годы Солигорск еще только начал строиться. Маму пригласили работать в школу №3 - лучшую школу города (мнение Елены и ее мамы) - где она проработала более тридцати лет. Она была учителем от Бога: дети её обожали, на уроки физики ходили с радостью. Её ученики побеждали на областных и республиканских олимпиадах. Наш дом всегда был полон гостей, ученики часто приходили к нам домой даже после окончания школы.

- А как вы стали учителем физики?

- Я всегда увлекалась физикой, хотя, к сожалению, мама не преподавала в моем классе. После школы я поступила на факультет радиофизики и электроники БГУ. В нашей группе из 25 человек было всего 3 девочки. Вспоминаю студенческие годы с теплом: ребята были умные и веселые, было интересно общаться с ними. После университета работала инженером на заводе "Интеграл", но недолго - вышла замуж и переехала в Слуцк. Там работы по моей специальности найти не удалось; мама предложила мне несколько часов учителем физики в её школе, чтобы у меня шел стаж. Тут-то я и попала, поняла, что учительство – это мое призвание, причем наследственное. После декрета меня пригласили работать в слуцкой школе №8 в класс с углубленным изучением физики и математики - это был вызов для меня. Я перелопатила тонну литературы по физике (ведь тогда не было интернета), чтобы быть более компетентной и дать как можно больше знаний детям.

ssh 1

Мама помогла мне вступить в белорусское сообщество учителей физики, где я познакомилась с ведущими педагогами страны. Общение с ними было очень интересным и познавательным. В 1996 году мне, вместе с моими талантливыми учениками, предложили поучаствовать в республиканской научно-исследовательской конференции учащихся. Мы взяли тему "Определение количества пузырей, образующихся при истечении жидкостей из пластиковой бутылки". Как вы понимаете, это была очень непростая исследовательская работа. Одна из моих учениц, Ольга Родионова, взяла 4-й результат и даже получила приглашение участвовать в международной конференции. После школы она поступила в МГЭИ им. А. Д. Сахарова. И последующие годы мои лучшие ученики успешно участвовали в республиканских научно-исследовательских конференциях.

Через 15 лет по семейным обстоятельствам я переехала в Солигорск и начала работать в средней школе №4.

В 35 лет я защитила высшую квалификационную категорию, создала собственную авторскую дидактическую систему обучения физике по методике двух поколений - маминой и своей собственной. Она позволяла учащимся самостоятельно приходить к решению нестандартных задач и благодаря этой системе бывали случаи, что учащиеся сами выводили формулы, которых до этого не знали. Мне посчастливилось помочь раскрыть потенциал многих талантливых ребят. И я считаю, что их высокие результаты вступительных экзаменов по физике доказывают то, что мои силы потрачены не зря. У моих учеников в прошлом году было два результата 98 баллов, в этом году пять результатов 96 баллов, были и ученики, набравшие по 100-баллов.

- Как вы пришли к авторской песне?

- Мама вместе с коллегами, друзьями и их детьми постоянно ходила в лес, они собирали по дороге грибы, варили суп на костре, общались нестандартно и творчески, вовлекая в этот процесс и нас, детей. Они сочиняли стихи на праздники, мама называла их датскими (к датам). Придумывали яркие и очень смешные поздравления друг другу. Это привело к тому, что мы выросли очень похожими на наших родителей. Тогда и начал зарождаться мой творческий потенциал. Мама хотела, чтобы я умела играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Так я поступила в музыкальную школу по игре на домре (щипковый инструмент похожий на балалайку).

fatneva 1

После 8-го класса меня пригласили в лагерь "Наука" для участников областных олимпиад. Там оказались ребята, которые пели бардовские песни и показали мне красоту этого направления музыки. До этого я не играла на гитаре и она мне не очень нравилась. В лагере возникла особая романтика - по вечерам возле костра они играли песни Высоцкого, Дольского, Визбора. Домра тоже народный инстумент и похожа чем-то на гитару. Поэтому я почувствовала, что и гитара - мой инструмент, а бардовская песня - это на всю жизнь. Кстати, через 30 лет я случайно встретилась с одним из этих ребят на фестивале бардовской песни.

Где-то в 25-26 лет я начала писать стихи (тогда еще без мысли о песнях). Но судьба вела меня своим путем: мой друг Иван Жуков, который занимался школьным туризмом в городе, начал приглашать меня на турслеты, там проходили фестивали бардовской песни. Это меня покорило и привело к тому, что мне самой захотелось сочинять. На данный момент я часто езжу на фестивали авторской песни в Беларуси и в России, где царит неповторимая атмосфера, ради которой туда хочется приезжать снова и снова. Меня приглашают выступать на этих сценах. Я являюсь дипломантом и лауреатом некоторых фестивалей.

fatneva 4

В Солигорске много лет проводился фестиваль "Паруса надежды", организатором которого был известный солигорский бард Александр Кончак. Я ему часто помогала с организацией, а затем пару лет и сама являлась организатором. Этот фестиваль представлял наш город не только как город шахтеров, но и как город творческих людей. Жаль, что он больше не проводится, ведь на этом фестивале собиралось очень много исполнителей и поклонников авторской песни со всей Беларуси.

- Что для вас важнее - физика или лирика?

- Для меня всё-таки важнее физика. И как профессия, и как призвание. К сожалению, музыканты сейчас не очень востребованы и не имеют нормальных доходов. Пробиться наверх практически невозможно – это я говорю для тех молодых людей, которые выбирают музыку единственным направлением своей жизни, и, к сожалению, у 99,5% надежды рушатся. Поэтому я советую все-таки кроме музыки, которая согревает душу, получить профессию для постоянного источника дохода.

Кстати, многие барды - не филологи, а физики и математики, потому что эти точные науки очень развивают логическое мышление, которое помогает в создании творческих произведений. Однажды я была на бардовском конкурсе и решила задать интересующий меня филологический вопрос. И оказалось, что из двадцати человек, к которым я обратилась, только один был филологом!

Я рада, что стала учителем физики и смогла помочь многим талантливым детям выбрать свою дорогу в жизнь. А лирика - это моя душа, мое сокровенное - без нее я не смогла бы стать тем человеком и тем учителем, которым я сейчас являюсь.

Наталия Пручковская для "Электронного Солигорска"