
Мечта о собственном бизнесе кажется заманчивой. Казалось бы, что может быть лучше, чем работать на себя, самому распоряжаться своим временем и создавать свою компанию?
Но, как убедились наши собеседники на собственном опыте, что-то может пойти не так. А что же именно?
“Я понял свои ошибки. Больше так делать не буду”
– Открыть первый бизнес мне помог отец. Это была небольшая и уютная кофейня в Солигорске. Казалось, я всё просчитал: хорошее место, достойный ассортимент. Я уже работал в минских заведениях, поэтому знал, какого уровня нужно придерживаться.
Что пошло не так?
– В моём случае оказалось, что я не предусмотрел удобный для посетителей график работы. Сам я живу в Минске, поэтому приходилось ездить в Солигорск, подстраиваясь под маршрутки. Поскольку нанять бариста сразу возможности не было, работать приходилось одному. Ежедневно возвращаться домой к 23 часам – как-то не очень. Да и выходные нужны. Как оказалось, мои сложности – это только мои сложности. Кофейня себя не окупала, постоянные посетители были редкими, и то... в основном из числа друзей и знакомых. Пришлось её закрыть.
Сейчас у меня другой бизнес, с кофе не связанный. Но здесь уже всё более серьёзно.
“У молодости свои запросы”
– Со стартовым капиталом на первый бизнес мне помогли родители. Я долго выбирал, чем же хочу заниматься, и остановился на брендовой одежде. Да, на тот момент мне казалось, что весь Солигорск захочет одеваться стильно. Как оказалось, это вовсе не так. Чтобы держаться на плаву, требовалось ставить цены выше, а это устраивало не всех. Многие просто шли на рынок и покупали то, что дешевле. Решение продать своё дело было непростым, но нужным и, как оказалось, правильным.
Я не знаю, как сейчас можно держаться в этом бизнесе с таким количеством секонд-хендов. Есть другие направления – более прибыльные.
“Большой бизнес поглотил маленький”
– Своё первое дело я решил связать со строительными материалами. Бизнес несложный, но, как оказалось, не слишком прибыльный. У меня была договорённость с поставщиками, арендовано помещение. Цены были адекватные. Когда-то доходы были неплохими, но с появлением крупных строительных гипермаркетов с удешевлёнными товарами конкуренция стала жёстче. Люди не всегда ищут что-то качественное, а часто смотрят на то, что дешевле. Если гипермаркеты берут объёмами, то мелкий бизнес такого себе позволить не может – продажи падают. Снижать цены – значит работать себе в убыток. Бизнес я закрыл. Сейчас работаю в другой сфере.
“Казалось, еда будет всегда актуальна”
– Моё первое детище – небольшая кафешка с кофе и перекусами. Место, казалось, удачное, конкуренции нет. Но проработала она недолго. Со временем я понял, почему конкуренции нет, а место не такое уж удачное. Распродав свой бизнес по частям, я решил, что нужно искать себя в чём-то другом. Какое-то время анализировал сферы, обучался на курсах – узнал много нового, постоянно удивляясь, как до этого я ещё держался, а не закрылся в первый месяц. Сейчас понимаю, что главная ошибка любого бизнеса – отсутствие знаний и чёткого представления о своём деле. Не вот эти розовые мечты: “Я откроюсь, и все радостно побегут с криками благодарности: ‘Спасибо такому хорошему, что спас нас!’”, а реальное представление с цифрами и фактами. Сразу нужно досконально всё изучить, и только потом что-то открывать.