Продолжаем делиться фактами из жизни священника Иоанна Лойко, который служил в Хоростовской церкви во имя Покрова Божией Матери. Напомним, она не была престижным приходом. В начале ХХ века семьями прихожан здесь являлись преимущественно малоземельные крестьяне, которые в своем большинстве вели нищенское существование. Бедными были и дары духовным пастырям за проведение церковных таинств и обрядов.
Первую часть, касающуюся довоенного времени, можно почитать в материале.
Следующие факты будут касаться жизни Иоанна Лойко в военное время.
В первый год Великой Отечественной войны Иоанн Лойко проводил большую патриотическую работу
Большую патриотическую работу во время первого года войны проводил в Мокровской Покровской церкви Иван Семенович Лойко. Здесь он получил сан диакона, а затем священника, возглавив местный приход.
Известно, что на неоднократные требования коменданта Пинска к священникам Пинского церковного округа ввести в богослужение слова "об освобожденной стране российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся". В большинстве Божьих храмов, в том числе в Свято-Покровской церкви, батюшкой Иоанном читалась молитва "о стране нашей, власти и армии ее Господу помолимся". Таким образом, Иоанн Лойко поддерживал в своих прихожан веру в будущую победу над немецко-оккупационными учреждениями.
Иоанн Лойко имел большой авторитет среди верующих и предотвратил сотрудничество с оккупантами
Имея большой авторитет среди верующих, батюшка многих из местных жителей смог предостеречь от сотрудничества с оккупантами.
В результате фашисты так и не смогли создать ни одного полицейского участка в Хороствском крае.
Не раз Иоанн Лойко высказывался против кампании оккупационных властей по вывозу молодёжи на принудительные работы в Германию и прилюдно благословил своих сыновей идти в партизаны.
Конечно, это поспособствовало массовому стечению молодёжи в партизанский отряд "Комарова" (В. З. Коржа), прибывший из Пинска и действовавший вблизи Хоростово.
В. З. Корж был крещён в Хоростовской Покровской церкви и посещал церковно-приходскую школу
Так как родители Василия Коржа -– Захар Григорьевич и Александра Фёдоровна – являлись прихожанами хоростовской Покровской церкви, а их сын Василий Корж в младенчестве (1900 г.) был в ней крещён, а затем ходил в церковно-приходскую школу.
После встречи с В. З. Корожом Иоанн Лойко вернулся в Хоростово
Тяготы войны и периода оккупации сильным бременем легли на плечи всего населения. Не отличались в материальном положении от своих прихожан и священники. Весной 1942 г. Иоанн Лойко собрал свои небогатые пожитки и вместе со своими, уже взрослыми детьми и матушкой Ольгой, направился в дорогое его сердцу Хоростово, где прошли его лучшие годы жизни.
По свидетельству очевидцев, вся большая семья Иоанна Лойко шагала пешком за повозкой, на которой находились трое маленьких детей старшего сына батюшки Владимира, да и еще самые необходимые вещи.
Видео переведено в цвет с помощью нейросети
Известие о возвращении батюшки Иоанна очень быстро облетело всю деревню, и в скором времени около церкви собрался почти весь приход. Здесь же батюшке Иоанну было рассказано о расстрелах и зверствах фашистов в отношении мирного населения, о массовых убийствах евреев на Хороставщине.
"Вместе жили в непростое довоенное время, вместе и войну переживем, а там после освобождения от германских супостатов жить станет лучше”, – успокаивал он прихожан.
А они его слушали со слезами на глазах и верили, что так оно и будет. Ведь, что говорил ранее Иван Семенович Лойко, всегда сбывалось. Здесь батюшка Иоанн не нуждался в представлении, так как все его хорошо знали. А ему самому тоже все было знакомо и близко. Более 28 лет он прослужил псаломщикам в церкви Покрова Пресвятой Богородицы и всех своих прихожан, не только из Хоростово, но и из Пузичей, Челонца, Новины, Раховичей, Груздово, Вейно и других деревень и хуторов, помнил и знал в лицо. Здесь было много друзей, приятелей, хороших знакомых.
У Иоанна Лойко были близкие и добрые отношения с В. Коржом
Довольно близкие отношения связывали батюшку Иоанна с легендарным партизанским командиром В. З. Коржом, который был человеком верующим, что подтверждается многочисленными фактами, а также хорошими взаимоотношениями как с батюшкой Иоанном, так и с настоятелем Пузичского костёла Святой Анны ксендзом (в тот момент им являлся Франтишек Кубш). И это несмотря на то, что В. З. Корж являлся членом партии, т.е. человеком советской государственной системы, которая на протяжении всего своего существования вела непрерывную борьбу с религией.
О дружбе с местным батюшкой вспоминает в своем дневнике и сам Корж. Он отмечает, что нужно было перевоспитывать введенных врагом в заблуждение людей, нетвёрдых и неуверенных, бороться буквально за каждого человека.
Потому, что "фашисты стараются угрозами, обещаниями и лестью завербовать к себе слепых исполнителей преступлений. Наша задача открыть им глаза, бороться за души обманутых ".
И на этом участке работы В. З. Корж большую роль отводил батюшке Иоанну, с которым периодически согласовывал те или иные вопросы.
Предрождественское послание от 13 декабря 1942 г. Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия, который, обращаясь к населению на захваченных врагом землях, писал: "участник партизанской войны – не только тот, кто с оружием в руках нападает на вражеские отряды, но и тот, кто поставляет партизанам хлеб; кто ухаживает за ранеными. Не давайте врагу чувствовать себя хозяином на вашей земле. Пусть тыл для него будет не лучше фронта. Таким образом, будьте храбрыми, стойте мужественно и непоколебимо, защищая веру и достоинство, и верьте во спасение Господа".
Видео переведено в цвет с помощью нейросети
На своем очередном богослужении в конце 1942 г. батюшка Иоанн не только зачитал перед всеми прихожанами вышеозначенное послание, но и прилюдно благословил своих сыновей Владимира, Леонида и Юрия перед уходом их в партизанский отряд: “мое оружие на врагов – Крест святой, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Отечеству”.
В результате, беря пример с сыновей священника и учитывая его призыв, вся местная молодёжь, опасаясь вывоза оккупационными властями на принудительные работы в Германию, массово пошла в партизаны.
Моральный выбор
При отходе партизан из Хоростово батюшку Иоанна посетил ординарец Коржа, предложив ему уезжать вместе с отрядом. Но обстоятельства складывались так, что с партизанами смогла уехать примерно лишь половина населения из Хоростово и окрестных деревень. Это в первую очередь те, кто имел взрослых детей и свои повозки. Еще некоторая часть людей ушла в заранее подготовленные лагеря в урочищах и, наконец, определенное количество людей перед непосредственным приходом карателей смогла убежать в близлежащие леса.
В результате, остались те семьи, в которых не было повозок, а также семьи, где были маленькие дети либо бессильные старые родители, правда были и те, кто просто не хотел покидать своего родного дома. Бесспорно, что при всеобщей любви и уважении, которыми пользовался батюшка Иоанн в прихожан, нашлись бы и повозка для его семейства, и тёплая одежда, и еда. Но видимо, в этом и был заключён моральный выбор самого священника. Он понимал, что все население Партизанского края не сможет, не успеет спастись, а сбежать со своей семьей – стыдно!
Хорошо зная отечественную историю, когда люди в Божьих храмах, бывало, спасались и оставались не тронутыми даже самыми злыми врагами, батюшка Иоанн надеялся приютить и постить односельчан в стенах церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Братья Цубы были духовно воспитаны батюшкой Иоанном, так как являлись прихожанами Хоростовской Покровской церкви
С 13 февраля 1943 г. каратели начали массовое уничтожение мирного белорусского населения в партизанской зоне. Именно в этот день совершили свой подвиг братья-патриоты Цубы, которые были духовно воспитаны батюшкой Иоанном, так как являлись прихожанами хоростовской Покровской церкви.
Видео переведено в цвет с помощью нейросети
Отдел новостей “Электронного Солигорска”
При подготовке материала использовались сведения из работы М. Цубы, уроженца деревни Новина, Хоростовского сельсовета, кандидата исторических наук, доцента кафедры историческо-культурного наследия УО “Полесский государственный университет”