Многие думают, что право на такой отпуск появляется только через какое-то время после трудоустройства. На самом деле это не так. Право на социальные отпуска не зависит от продолжительности работы.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса (далее - ТК) Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней женщинам, имеющим двоих и более детей до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
То есть даже работница, отработавшая всего 1 календарный день, имеет право на такой отпуск. Наниматель не вправе отказать ей в предоставлении отпуска продолжительностью 10 календарных дней, поскольку норма п. 1 ч. 1 ст. 189 ТК носит обязательный характер.
Главное, что стоит запомнить: социальный отпуск без сохранения заработной платы для женщин с двумя и более детьми до 14 лет — это не "бонус" за стаж и не одолжение нанимателя, а гарантия, которая действует с первого дня работы. Отказ в таком случае неправомерен.