Спрятанные в асфальте защитники пешеходов – искусственные неровности, именуемые «лежачими полицейскими», появились в Беларуси около 30 лет назад. Разбираемся, как они работают и по каким правилам устанавливаются в Беларуси.
От бревен к асфальту
Ещё в начале XX века американские фермеры, уставшие от лихачей, клали поперёк дорог распиленные брёвна – так они защищали скот от невнимательных водителей. Эта простая идея превратилась в официальное дорожное средство: первый патент на искусственную неровность зарегистрировали в США в 1906 году. В Беларусь "лежачие полицейские" пришли в 1995 г., став привычным элементом городских улиц.
Зачем нужны "лежачие полицейские"?
Главная задача искусственных неровностей – снижение скорости машин там, где пешеходы особенно уязвимы. Поэтому размещают "лежачих полицейских":
- рядом с образовательными учреждениями;
- возле рынков, поликлиник, парков и других мест массового пребывания людей;
- на участках с ограниченной видимостью.
Статистика подтверждает: на участках с правильно установленными "лежачими полицейскими" количество наездов сокращается на 40%.
Какое законодательство регулирует размещение подобных конструкций?
Размещение "полицейского" строго регламентировано ГОСТом: СТБ 1538-2013 "Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах. Технические требования и правила применения". Там расписаны стандарты по установке, техническому состоянию, внешнему виду и правильному применению. Чётко определены параметры: высота не превышает 6 см (примерно как два сложенных смартфона), а длина вдоль движения колеблется от 0,5 до 0,9 м. Ширина зависит от конкретной дороги: неровности могут охватывать как одну полосу, так и всю проезжую часть. Обязательно используется предупреждающий знак 5.20 и дорожная разметка.
Где "лежачих полицейских" устанавливать нельзя?
Искусственные неровности не устанавливают:
- на остановках, полосах для общественного транспорта, отводах проезжей части;
- на мостах, путепроводах, эстакадах, а также проездах под ними в транспортных тоннелях;
- на дорогах с трамвайными путями на одном уровне с проезжей частью, независимо от полос движения;
- на участках дорог, имеющих продольный уклон более 50% или радиус закругления дороги в плане менее 500 м, на автодорогах менее 300 м на улицах и дорогах городов и населенных пунктов.
Кто принимает решение и устанавливает "лежачих полицейских"?
Инициатива установки обычно исходит от горожан или организаций. Заявление подаётся в ЖРЭО своего района или напрямую в ГАИ, после чего инспекторы проверяют участок на соответствие нормам. Если всё в порядке, дорожные службы монтируют конструкцию, а ГАИ устанавливает необходимые дорожные знаки.

Как правильно проезжать "лежачего полицейского"?
Секрет безопасного проезда таков: сбросить скорость до 20-40 км/ч перед неровностью и проехать под углом, чтобы колеса пересекали препятствие поочередно. При соблюдении скоростного режима правильно установленный "полицейский" не повредит автомобиль.
Что делать, если из-за "лежачего полицейского" случилась поломка машины?
Повреждение машины из-за установленного с нарушением ГОСТов "лежачего полицейского" квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие. Следовательно и действовать в данной ситуации нужно как и при обычном ДТП: включить "аварийку", вызвать ГАИ, зафиксировать на фото повреждения автомобиля, а также положение искусственной неровности, её параметры, отсутствие знака.
Если "лежачий полицейский" окажется не соответствующим ГОСТу, с неисправностями или вообще установлен незаконно, можно обращаться в суд. Виновной признают эксплуатирующую дорожную организацию, которая компенсирует полученный ущерб.
Куда жаловаться, если искусственная неровность не соответствует положенным нормам?
Если вы сомневаетесь, что "неровность" соответствует законодательным нормам, следует обратиться в ГАИ или дорожную службу ("Ремавтодор"). Они обязаны провести проверку объекта и устранить недочёты.
Помните: правильный "лежачий полицейский" – не враг, а союзник, напоминающий, что человеческая жизнь важнее сэкономленных секунд.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"