В Солигорске есть немало достопримечательностей, которые вызывают интерес, а то и зависть у гостей города. Есть и уникальные объекты.
А вот одна из достопримечательностей пока не предстала во всей красе, хотя находится она в самом сердце города.
На Дворце культуры Солигорска расположен уникальный витраж. Автор композиции – Иван Влащик.
Как возводили витраж?
Спросили у известного художника в нашем городе Евгения Смунёва, который с 1969 года является бессменным руководителем студии изобразительного искусства для взрослых и юношества во Дворце культуры г. Солигорска.
О чём писали искусствоведы тех времён?
Во время строительства Дворца культуры комбината “Беларуськалий” было решено создать на фасаде здания большой витраж с тем расчётом, что он будет звучать активной цветовой нотой не только со стороны интерьера, но и с прилегающей площади. Эта работа стала действительно первым монументальным произведением Солигорска.
Витраж, как было предусмотрено, активная часть не только интерьера – он виден издалека. И особенно хорош в вечерние часы, когда зажигаются огни фойе, подсвечивающие его стёкла изнутри. Это мажорное яркое пятно должно выделяться непреложным цветовым компонентом центральной площади города. С разных точек убедителен этот витраж. А днём в фойе, когда свет бьёт в стёкла и всё помещение наполняется переливами разнообразнейших оттенков цвета и куски литого стекла светятся перламутровыми переливами, он особенно волнует.
Витраж “Моя Родина”. Значение
Автор композиции Иван Влащик – белорус, родился и жил до Великой Отечественной войны в Минске. В витраже чувствуется близость темы автору.
Если смотреть на витраж из фойе, то в левой части композиции видна фигура молодого шахтёра, который как бы идёт на зрителя. В центральной – три музы искусств – живописи, музыки и поэзии. А направо, в узкой части – женщина-мать на фоне вечного древа жизни. В авторской трактовке – образы приобретают символический смысл.
Несмотря на внешнюю статичность, пяти больших фигур, каждая из них содержит неповторимое внутреннее движение, усиливающееся группой бегущих спортсменов на втором плане.
Этот второй план композиции построен на плановых переходах, условно обозначающих землю, небо и воду. В орнаментальный фон естественно включены птицы, облака, ветви цветущих деревьев. Сложное и очень пластичное построение композиции, основанное на рисунке, на линии, поддержано впечатляющим цветовым решением.
Художник взял за основу традиционные цвета белорусского орнамента – красный, белый, зелёный, синий. Из них и создан фон основных фигур – большие локальные пятна образуют в сочетании своём красивый звучный ковёр.
Эти большие цветные пятна он членит металлическими протяжками, которые создают переплетающийся рисунок условного пейзажа и дают автору возможность ввести разнообразные оттенки в основной определяющий цвет, придать живописное разнообразие, мозаичность всей плоскости.
Очень красив по цвету центр композиции с тремя музами искусств. Здесь за основу взято молочное стекло с лёгким вкраплением нежных палевых, розовых, охристых кусков цветного стекла и решительными линиями швов.
Витраж в силу особой специфики материалов способен изменять свой колорит и звучность в зависимости от освещения в разное время дня, от погодных условий и времён года. И художник учёл все эти факторы, когда работа им только была задумана.
Как рассказал Евгений Смунёв, за всё время витраж дважды хотели убрать – было это в 1990-е годы. Но, поскольку мы видим этот витраж сейчас, оба раза его сохранили. И не зря. Ведь это действительно уникальная достопримечательность нашего города, который прекрасно впишется в обновлённый после ремонта интерьер Дворца культуры.
Отдел новостей “Электронного Солигорска”