В настоящее время сложно представить какой-либо объект без установок пожарной автоматики. Ведь возможный ущерб от пожара во множество раз превосходит последствия от других происшествий. Как показывает практика, требования пожарной безопасности не всегда исполняются.
Пожарная автоматика и система противодымной защиты зданий – комплекс технических средств, предназначенных для обнаружения, локализации и ликвидации пожара в начальной стадии, а также предупреждения людей о пожаре. Они также управляют различными системами объектов, функционирование которых во время пожара недопустимо (отключает систему вентиляции, открывают электрозамки дверей, отключают работу лифтов и т.д.).
В ходе проводимого комплекса надзорно-профилактических мероприятий на объектах Солигорского района работниками государственного пожарного надзора неоднократно устанавливаются факты нарушений требований законодательства о пожарной безопасности при проведении технического обслуживания установок пожарной автоматики и систем противодымной защиты зданий.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в нашей стране право выполнять данные работы дано организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) МЧС. Техническое обслуживание систем может осуществляться как предприятиями, эксплуатирующими системы, так и сторонними предприятиями по договорам, заключаемым с предприятиями, эксплуатирующими системы.
Также получение лицензии не требуется для осуществления организацией технического обслуживания систем пожарной автоматики, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, однако в данном случае организация обязана соблюдать требования, относящиеся к лицензиатам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно действующего законодательства лицензиаты в рамках проводимого технического обслуживания обязаны поддерживать системы пожарной автоматики и противодымной защиты в исправном
и работоспособном состоянии.
Как показывает практика, отдельными лицензиатами требования не всегда исполняются
Так, на ряде объектов оборудование пожарной автоматики находится в неисправном состоянии, выявляются факты отключения не только отдельных пожарных извещателей, но даже и шлейфов пожарной сигнализации от приемно-контрольных приборов (тем самым они не выполнят свои функции по обнаружению пожара и не произойдет оповещение людей о его возникновении), разряжены резервные источники питания и т.д.
Подобные нарушения являются, согласно Указу Президента Республики Беларусь № 450 грубыми, и могут стать основанием для принятия решения о прекращении действия лицензии.
Также на многих объектах техническое обслуживание установок пожарной автоматики проводится некачественно. Отдельными лицензиатами при проведении технического обслуживания не проверяется работоспособность установок пожарной автоматики и противодымной защиты в режиме "пожар" и "неисправность", при том, что данная проверка обязательна, что, в свою очередь, не позволяет вовремя выявить неработоспособность отдельных элементов системы и принять меры по их ремонту или замене.
За подобные нарушения предусмотрена административная ответственность по части 6 статьи 24.36 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, санкция которой на физическое лицо штраф - до 10 базовых величин, а на юридическое лицо - до 50 базовых величин, а в случае повторного нарушения, согласно пункта 82 Указа Президента Республики Беларусь № 450, в течение 12 месяцев подряд, выявления подобного нарушения, также может быть принято решение о прекращении действия лицензии.
К сожалению, и со стороны руководителей объектов по-прежнему бытует мнение о том, что содержать установки пожарной автоматики и противодымной защиты в исправном состоянии является обязанностью лишь лицензиатов. Хотя это далеко не так. Не осуществляя контроль за исправностью, за полнотой проводимого технического обслуживания, руководители объектов грубо нарушают требования Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства" (Декрет), одним из принципов которого является персонализация ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда жизни и здоровью граждан. А ведь с неработоспособными установками пожарной автоматики и противодымной защиты объектов обеспечить безопасность находящихся в них граждан практически невозможно.
Так, согласно Декрета, руководитель субъекта хозяйствования обязан обеспечить работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, а также постоянную готовность к применению этих средств. Также согласно ТКП 316-2011 "Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ" в течение срока действия договора на техническое обслуживания руководитель субъекта хозяйствования (Заказчик), либо представитель Заказчика обязан:
- осуществлять приемку работ Исполнителя с оформлением соответствующей документации;
- осуществлять визуальный контроль за работоспособностью системы в соответствии с инструкцией пользователю по эксплуатации системы;
- обучать персонал, эксплуатирующий систему, правилам пользования, а также инструктировать персонал, в обязанности которого входит реагирование на сигналы, поступающие от системы, о порядке их действий при получении извещений о тревоге;
- разработать необходимую документацию по эксплуатации систем;
- знать наименование и местонахождение защищаемых помещений и зон (контролируемых, блокируемых и т.п.), порядок вызова Исполнителя, знать и выполнять инструкции по эксплуатации, а также правила охраны труда при эксплуатации систем;
- информировать Исполнителя о случаях отказов и ложных срабатываниях систем;
- принять меры по повышению уровня пожарной безопасности в случае временного прекращения работ по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики Исполнителем, при невозможности нормального функционирования систем;
- обеспечить запас оросителей, насадок и пожарных извещателей на объекте не менее 10% от числа смонтированных;
- информировать Исполнителя о начале ремонтно строительных работ на объекте для предотвращения и минимизации последующих затрат по восстановлению систем;
- другие обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Отдел новостей "Электронного Солигорска" по информации Солигорского ГРОЧС