Чуть больше года назад жителям Беларуси стали интенсивно поступать звонки от мошенников, которые под видом банковских работников выманивали персональные данные жертв, чтобы похитить деньги с их счетов.
Возбуждено сотни уголовных дел, профилактическая работа с гражданами ведётся на всех уровнях – от смс-оповещений и аудиообъявлений в магазинах, транспорте до личных выступлений в коллективах, но данный вид преступлений не уходит в историю – злоумышленники находят новые способы обмануть граждан.
О "приёмах" злоумышленников и изменениях в данной сфере рассказали в группе по противодействию киберпреступности Солигорского РОВД:
- "Вишинг" заключается в том, что мошенники, посредством телефонной связи и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий с карточным счетом/платежной картой с целью хищения денежных средств.
Во время звонка злоумышленники могут сообщить, что в отношении счета клиента происходят мошеннические действия. Чтобы не допустить перевода средств либо их обналичивания в банкомате, запрашивают данные банковских платёжных карт и другие персональные сведения и сами похищают средства. Среди распространенных сценариев аферистов – уведомление от имени банка о якобы ошибочно оформленной заявке на кредит, зачислении перевода или списании денег со счета.
До 2019 года в сфере хищений средств со счетов нам чаще всего приходилось сталкиваться с так называемым "фишингом" в социальных сетях – страницы граждан взламывались злоумышленниками или создавалась копии страниц, после чего данные, необходимые для хищения средств, выманивались под предлогом оказания помощи владельцу страницы. Зачастую от лица, потерпевшего от взлома, просто рассылалась просьбы позаимствовать денег с указанием реквизитов мошенников.
В 2019 году ситуация в корне изменилась – на телефоны граждан стали поступать звонки от имени работников банка, активно применялась технология "подмены номера" - когда звонок из-за границы через интернет отображался пользователю как звонок с реального номера, зачастую очень схожего с номерами служб поддержки банков.
Данный способ обмана граждан в нашей стране был заблокирован, и вскоре злоумышленники стали звонить гражданам через приложение "Viber" и "WhatsApp" - в данных случаях попытку обмана легко вскрыть даже присмотревшись к номеру, от которого исходит вызов, но некоторые граждане всё ещё "попадаются" на уловки мошенников, в основном люди преклонного возраста.
С начала 2021 года распространённым методом "вишинга" являются звонки мошенников, которые представляясь работниками служб безопасности банков и правоохранительных органов, убеждают пользователей под благовидным предлогом установить на устройство программу для удаленного управления и таким образом получают доступ к "интернет-банкингу" жертвы.
В марте 2021 года мы столкнулись со схемой мошенничества, в которую трудновато поверить, но зафиксированы случаи, когда граждан обманом уговаривают брать кредиты, а затем перевести деньги через инфокиоск. Жертву обманывают, якобы мошенники взяли от её имени кредит, который нужно переоформить. В данных случаях не наблюдается применения каких-либо технических ухищрений – ни подмены номера, ни несанкционированного доступа к счёту.
Несмотря на различные способы преступного посягательства всегда преследуется одна цель: завладеть реквизитами для доступа к счёту или любыми другими способами завладеть средствами и их похитить.
Настоятельно рекомендуем в случае поступления подобных звонков сразу же обратиться в контакт-центр банка, эмитировавшего карточку (номер телефона указан на обороте карты), рассказать о ситуации и далее следовать рекомендациям сотрудника банка.
Если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты карточки или был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно заблокировать карточку и обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
ГИОС Солигорского РОВД