По альтернативной теории в среде музыкантов сегодня отмечается День барабанщика. Почему 11 ноября? Всё просто. Четыре единицы (11.11) символизируют четыре барабанные палочки.
Корреспондент "Электронного Солигорска" побеседовал с барабанщиком Ростиславом и узнал о том, какими качествами необходимо обладать, чтобы играть на барабанах, и в чём заключаются особенности данного музыкального инструмента.
- Почему именно барабаны?
- Музыкой я занимаюсь лет с 15, в то время ходил в "Дом пионеров" (сейчас это Центр творчества детей и молодежи - прим. авт.) к замечательному музыкальному руководителю, которого мы называли Анатольич. Как и большинство ребят я хотел играть на гитаре, но вышло так, что знакомым в группе нужен был барабанщик и они попросили меня попробовать поиграть. Вот тогда и понял, что это моё, потому что очень понравилось это ощущение ритма, так называемый "кач".
- Учился ли где-нибудь?
- С обучением на платной основе в музыкальной школе как-то не срослось, поэтому учился самостоятельно. Какие-то азы мне показал Анатольич, что-то перенял у более опытных ребят, смотрел концертные записи и пробовал повторить. Затем с развитием интернета появился доступ к видео-школам и большому количеству замечательных книг. Также занимался с профессиональным барабанщиком, который помог мне правильно поставить руки.
- Сколько лет ты уже в этой теме?
- В общей сложности лет 15-16 с небольшим перерывом, когда уехал жить в Минск и вначале там было не до этого.
- Что нужно для того, чтобы стать барабанщиком, насколько это сложно в целом?
- В первую очередь чувство ритма, которое вопреки всем заблуждениям можно развить. Просто у кого-то оно есть от природы, а кому-то нужно над собой поработать. Главное упорство и очень хорошая координация, поскольку в игре задействованы и руки, и ноги. Барабаны – это инструмент, требующий именно методичных занятий с техникой игры и отработкой движений. Тут понадобятся усидчивость и целеустремлённость.
- Расскажи об особенностях в самой игре на барабанах, есть ли какие-то сложности?
- Здесь отсутствуют ноты в том понимании, как на других инструментах. Каждая нота обозначает определённую часть барабанной установки. Барабаны – это в первую очередь ритмический инструмент, а не мелодический.
Что касается сложностей, то первое - это дисциплинировать себя на занятия, подходить к этому ответственно, ничего не упускать и не оставлять без внимания то, что плохо получается. А второе – находить на это занятие деньги. Барабаны - достаточно дорогой инструмент, и финансовая составляющая ставит определённые преграды для занятий.
- С чего начался твой сценический путь?
- Как уже упоминал, всё началось с "Дома пионеров", со школьных групп, потом был переезд в Минск, и наступил перерыв. Однажды хорошая знакомая попросила временно побарабанить в группе, название которой я уже и не помню. Я вновь начал активно заниматься, навёрстывать то, что упустил. Через какое-то время наши пути разошлись, и я присоединился к другой группе. За то время, что играю, прошёл через несколько коллективов, каждый из которых был ступенькой вверх, и от каждого я получил колоссальный опыт. Играл всегда достаточно тяжёлую музыку, где-то экстремальную, где-то более мелодичную.
Первой более-менее серьёзной была группа "Syncope", игравшая в стиле melodic death metal, успели поездить по Беларуси.
Затем играл в группе "Kliodna" - power-metal с академическим женским вокалом. С этой группой активно ездили по Беларуси, выступили на разогреве у немецкой группы "Van Canto", записали мини- и полноформатный альбом. Это был уже более серьёзный выход на сцену и концерты другого уровня.
Через какое-то время параллельно мне предложили играть в группе "Alfar" потому, что барабанщики – в дефиците, а хорошие - тем более. И то, что один и тот же барабанщик играет сразу в нескольких коллективах – обычное явление. "Alfar" играл viking death metal. С концертами мы ездили по Беларуси, Украине и России, выступали на крупных фестивалях, я принял участие в записи второго альбома и сингла.
Следующей группой была "Synaxaria", самая серьёзная из всех по уровню того, что я получил. Мы так же выезжали за пределы Беларуси. С ними у меня был первый опыт съёмок в профессиональных клипах и очередной студийный альбом.
На данный момент вернулся в Солигорск, но с другом музыкантом работаем над своим проектом, достаточно мрачным и тяжёлым, но в то же время мелодичным. Пока в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой работаем удалённо, ждём, когда всё наладится, чтобы опять встречаться на репетициях в Минске.
Так же у меня есть опыт сессионной игры на концертах, когда, например, была необходима замена барабанщика. Довелось сняться в клипе для одного из видео-проектов Wargaming.
- Достаточно одних репетиций или нужно заниматься и дома?
- В обязательном порядке. Дома должен быть такой тренировочный инвентарь, как пэд (деревянная поверхность, на которую приклеена резина) для рук и ног и барабанные палочки. На пэде можно отрабатывать какие-то технические моменты и ритмы. Так же хороший вариант для занятий дома – если человек может себе позволить – электронные барабаны. Когда какое-то время не играешь – теряешь навык, и барабаны в этом вопросе особенно требовательны, потому что они очень зависимы от постоянных упражнений, технически много сложных вещей, которые должны быть отработаны до автоматизма.
- Кто-то повлиял на тебя как на барабанщика и музыканта, какие-то группы или известные личности?
- Разумеется. Пусть и избито, но одним из первых был Ларс Ульрих из грппы "Metallica". Я в юности очень увлекался творчеством этой группы, и манера игры Ларса и его поведение на сцене оказали достаточно сильное влияние. Так же отмечу Пола Мазуркевича из "Cannibal Corpse", он был одним из первых барабанщиков тяжёлого экстремального метала, которых я услышал. Дэйв Ломбардо (группа "Slayer") - очень впечатлила его ураганная игра двумя ногами. Збигнев Роберт "Inferno" Проминьский (группа "Behemoth") - после знакомства с их альбомом "Thelema.6 " я понял, что всё, что слышал до этого, было очень медленным, эта запредельная игра ни с чем не сравнима. Так же большое влияние оказал Рик Ален - барабанщик Def lepard, который потерял в аварии руку, но это не помешало ему продолжить карьеру. Восхищает его сила воли. Бади Рич – джазовый легендарный барабанщик, очень впечатляют его феноменальные способности и скорость игры даже в преклонном возрасте. Жожо Майер – наикрутейший барабанщик, который играет с самого детства и достиг в своём деле совершенства. Джон Отто ( группа "Limp Bizkit") - его непревзойдённое чувство грува придаёт группе весь "кач". И Дерек Роди - феноменальный экстремальный барабанщик с потрясающей координацией.
- Как сейчас самообразовываешься, на что/кого ориентируешься?
- Читаю книги, которые являются классикой для всех барабанщиков. Смотрю хорошие ютуб-каналы, например, "drumeo", который приглашает известных барабанщиков поделиться своим опытом, или российский "drumstars", где можно поучиться у отечественных барабанщиков. Сейчас есть доступ к огромному количеству видео-школ, у того же Дэрека Роди, он и книгу написал хорошую "Эволюция бласт-бита" и снял видео-пособие к ней. И, конечно, видео-школа, своего рода настольная книга для меня, - "Секретное оружие современного барабанщика" Жожо Майера. В ней есть абсолютно всё, что касается техники рук и ног.
Живые мастер классы тоже никто не отменял, это очень полезный опыт. Довелось побывать на мастер-классе Павла Лохнина (экс-барабанщик групп "KняZz" и "Dominia").
- Какое твоё самое яркое концертное воспоминание?
- В первую очередь – разогрев на выступлении "Van Canto" и лидский байк-фест. Потому что выступить с немцами - это было значимым достижением, а сыграть на фесте на одной сцене с легендарной группой "Чёрный кофе", на творчестве которой я вырос, было чертовски приятно.
Очень яркое впечатление осталось от первого концерта в Гродно, куда мы ездили с группой "Syncope". Там публика просто стояла на ушах. Конечно, потом был не один концерт, где публика хорошо принимала, но само ощущение первого выступления, на котором люди не просто смотрели, а очень активно отдавали энергию – это непередаваемо словами. Ну и ещё один из запомнившихся надолго концертов - в российском городе Орёл, куда мы ездили с группой Alfar. Накануне я очень сильно порезал палец, и буквально на первой или второй песне этим порезом угодил по ободу барабана. До сих пор не могу понять, как вообще отыграл, я даже "поплыл" на какое-то время, замедлился, потом опять вернулся в нужный темп, но концерт дался очень тяжело.
- Представим ситуацию. Известная группа предлагает тебе сыграть у них сессионно. Кто бы это был?
- Список будет бесконечным, поэтому назову несколько. Это российская "Аркона", у которой цепляющая и очень сложная музыка в стиле pagan metal, даже просто сыграть с ними на одном концерте для меня было бы очень большим достижением. Ну и всё-таки "Metallica", поскольку я на них вырос, и с ними связаны сильные эмоции.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"