Оригинальность названий населенных пунктов на карте Минщины поражает разнообразием. Есть деревни "именные", названные в честь конкретного человека и рода его занятий. Есть географические, произошедшие от природных ландшафтов местности. А есть те, что отражают необычные характеры наших предков-сельчан. Мозоли, например. Так называли человека въедливого, зануду, который своей щепетильностью допекал окружающих. "Википедия" дала подсказку: люди по кличке мозоли проживали по всей Беларуси, по крайней мере, четыре района могут похвастаться местностью с таким названием. Направляемся в оживленную деревеньку, расположенную под Солигорском.
Радзивилл тут отметился
Председатель Октябрьского сельсовета Ирина Бас все же уверена, что своим названием деревня обязана трудолюбивым жителям, которые работали с утра до ночи до самых мозолей. Она дает полистать книгу исторических очерков. Здесь с конца XVIII века размещалось имение, одно из многочисленных поместий Доминика Радзивилла, последнего представителя несвижской знати по мужской линии. При Радзивилле в Мозолях было под сорок дворов: почти столько же, сколько и сегодня. Правда, жителей тогда было в два раза больше.
Ирина Бас, председатель Октябрьского сельского исполнительного комитета в гостях у местной жительницы Розы Николаевны Новик.
Длительное время имение находилось в пределах Слуцкого уезда Минской губернии. До 1917 года это место — частная собственность помещика Прушинского. В поместье работал кирпичный завод и был хлебозапасный магазин.
В 1909 году в деревне для 679 жителей открылась земская школа, а через пару лет — 1-классное училище. В революцию панское имение национализировали, организовали в здании начальную школу. Перепись вековой давности свидетельствует о том, что в ней занимались 180 учеников из 4 деревень. По демографии сто лет назад эта деревня только прирастала: в 155 домах проживало 737 жителей. В 1928 году здесь образовался СПК "Красная нива" с кузней и водяной мельницей.
Коллективизация, война и разные социально-экономические преобразования наложили на работящих жителей деревеньки свои "натоптыши". И Мозоли стали мельчать. С конца 70-х годов прошлого века крестьяне начали выезжать: кто в столицу, кто — в Солигорск и Слуцк.
Деревня сегодня представляет собой три улицы: Центральную, Пушкина и Колхозную. По словам Ирины Евгеньевны, Мозоли разрослись со временем так, что улицы переходят в другие поселки. Так что можно пешком и за 15–30 минут перейти в живописные Ветку, Подорожье, Долгое, Раевку, Грибовню, Зайково, Дедовичи, Гать, Новый Луг...
Езда на велосипедах — одно из любимых занятий мальчишек на каникулах.
Всего насчитала 12 поселков в округе Мозолей. Многие ошибочно думают, что это улицы одной деревни, но это — новые населенные пункты. Старожилов здесь уже практически не осталось. В основном дачники живут. В СПК "Красная Нива" работников под сто человек. Небольшой детский сад в деревне работает для их детей. По определенному графику открыты почта и сельский клуб. Есть продовольственный магазин, приезжают автолавки Копыльского райпо, есть ФАП. Как-то протестанты купили здесь домик для молитв, но сейчас он закрыт из-за эпидемиологической ситуации.
Председатель сельсовета обращает внимание на то, что в последнее время горожане проявляют интерес к Мозолям:
— Стали солигорские покупать домики под дачи. Отмечают, что местная почва плодородит неплохо и по свойствам превосходит землю в поселке Октябрь, а вот лес и реки далековато отсюда находятся…
Скромная мастерица вышивки.
Проходим мимо дома Розы Новик. 83-летняя пенсионерка вышла посидеть во дворе. Полуденное солнышко этому способствует. Роза Николаевна о происхождении Мозолей много не знает, говорит, что всю жизнь здесь в трудах провела, не до науки было:
— Я отсюда родом, помню, что всю войну отец партизанил, и мы жили не в своем доме, а у разных людей. Проработала в местном колхозе учетчиком, потом была заведующей фермой.
Мастерица Роза Николаевна Новик показывает вышивку.
— Что-нибудь держите в хозяйстве? — уточняю у Розы Николаевны с сомнением, посматривая на ее палки для ходьбы.
— Этой весной купила на птицефабрике курочек, несутся хорошо. Их привезла по заказу наш соцработник Ирина Кочановская. Очень отзывчивая женщина. А еще помогает мне Дима, сын соседки. Молодцы продавцы с автолавки: созваниваются, спрашивают, что привезти из продуктов, и останавливаются прямо возле моего дома по вторникам и четвергам. Долгое время цветами в палисаднике занималась перед домом. Эх, уже не то здоровье...
Ирина Бас приободряет нашу собеседницу и добавляет:
— Сердечная, отзывчивая Роза Николаевна соседу Диме в свою очередь помогает. Мужчина работает в "Красной ниве", остался после смерти матери один. Переживает уход родного человека, так Роза Николаевна за ним по-матерински приглядывает. А видели бы вы, какие вышивки замечательные у нее есть! Ни один праздник деревни и местный смотр ремесл не обходится без них.
Конечно, мы не можем пройти мимо вышитых рушников и покрывал Розы Новик. Пенсионерка приглашает в хату рассмотреть ее цветастые, выполненные гладью работы. Видно, что за ними провела мастерица сотни кропотливых дней, если не ночей. Но она скромничает и неохотно говорит про рукоделие. Своих детей-горожан вспоминает:
— Троих родила, внуков и правнуков много, а мужа Михаила уже пять лет как нет со мной. Дочь Нина в городе живет и подшучивает, что перед зимой меня свяжет и увезет к себе в квартиру, а я все равно не хочу уезжать из Мозолей никуда.
В ладу со всеми
Тамара Исаеня придерживается схожего мнения. На "большую землю" она и муж Александр выбираться не собираются. Хоть он и пережил инсульт пару лет тому назад, восстанавливаться от болезни лучше на свежем воздухе.
Александр и Тамара Исаеня.
— Работала животноводом в Мозолях: и дояркой была, и свинаркой, держала с мужем раньше аж две коровы и коня, свиноматок. Институтов никаких не заканчивала, "прокурила букварь", как в народе шутят. Сестра моя Раиса в фельдшерскоакушерском пункте всю жизнь санитаркой проработала и тоже никуда особо из деревни не выезжала, — рассказывает Тамара Васильевна.
Хозяйство у Исаеней нехитрое. Только кур держат, а еще орехи грецкие сушат. Дерево прямо во дворе растет. Огородничество потихоньку пенсионеры сворачивают, насадили молодых березок.
— Сын из Солигорска приезжает покосить траву, уже нет сил, деточки, на подвиги, мне — 75 лет, — признается пенсионерка.
Во дворе сельского дома без живности не обходится.
Председатель сельсовета замечает, что Тамара Васильевна — очень жизнерадостный и добрый человек. После беседы с ней всегда отличное настроение:
— Приветливая, даже когда муж заболел, не сетует. Держатся они вместе. Много лет со свекровью под одной крышей дружно прожила, что говорит о ее мирном характере. Из города к Исаеням часто приезжают сыновья, внуки, правнуки.
Пенсионерка спешит показать свадебную фотографию красавца-внучка, сделанную в начале лета, и комментирует:
— Расписались в загсе, а вот компанию на свадьбу не собрали из-за коронавируса этого… Ну да главное, чтобы жили хорошо. А вообще, повезло мне на хлопцев, ей-богу. Муж Саша — хороший, троих сыновей с ним вырастили, а внуки — тоже все мальчишки, и только среди правнуков две девочки есть. К нам на выходные приезжают наши школьницы: одна первый класс окончила, а вторая пойдет уже в пятый.
— А про название деревни своей что слышали? — любопытствую.
— Сколько помню, нас "мазалямі" всегда называли, а что вкладывают в это, кто его знает… Свой смысл, наверное. Люди здесь добрые, хорошо ладили, всегда помогали друг другу. И дай бог вам прожить так, как нам жилось! — улыбается Тамара Исаеня.
Также по теме: Красоты Красной Слободы или почему молодежь остается жить в городском поселке Солигорского района
Источник: Беларусь Сегодня