"Наверное, меня загипнотизировали". Солигорчанка купила на презентации вещи на 3200, но деньги удалось вернуть

Неделю назад пенсионерка из Солигорска обрадовала своего сына Александра Романова: принесла домой с презентации массажную накидку, пылесос, одеяло и подушку, отдав за все 3200 рублей. Подсчитав, что в интернете это добро стоит втрое меньше, молодой человек решил вернуть товар. Он потратил уйму нервных клеток, прежде чем стал одним из немногих счастливчиков, которым это удалось. Издание "Беларусь Сегодня" рассказало подробности этой истории.

Александр не скрывает: мама и до этого ходила на разные встречи, где нахваливали то чудо-технику, то посуду, но всегда возвращалась с пустыми руками:

Это был способ развлечься. Не знаю, что на нее нашло в этот раз. Мама живет на пенсию в 300 рублей, половина из которых уходит на оплату кредита. Не понимаю, как ей могли продать товар в рассрочку почти на два года с ежемесячным платежом 150 рублей, если у нее вообще не останется средств к существованию. Получается, кредитную историю никто не проверял.

Как вышло, что экономная пенсионерка оформила рассрочку на товары, которые ей не особо-то нужны, не понимает и она сама.

Может, гипноз? – задается вопросом покупательница.

Психолог Павел Зыгмантович уверен, что никакого гипноза на таких встречах нет:

Никто не может убедить человека сделать ненужную покупку, кроме него самого. Когда мне, например, предлагают купить кастрюли за 4000 рублей, я начинаю думать, могут ли они действительно столько стоить, принесут ли они мне какую-то пользу. Если я буду располагать достаточным количеством времени для принятия решения, то, скорее всего, осмыслю информацию и откажусь от покупки.

Но организаторы подобных ивентов создают условия, чтобы мне некогда было подумать. Например, говорят, что предоставят скидку только первому покупателю, не дают нам поразмыслить, отвлекая попутными вопросами: а вы уже решили, что приготовите в новой посуде первым делом? Себе оставите или подарите детям?

Не последнее значение, по мнению специалиста, на подобных демонстрациях имеют клакеры – так раньше называли профессиональных хлопальщиков в театрах. На презентациях подсадные утки первыми бегут подписывать кредитные договоры.

Чем настойчивее действуют эти люди, тем охотнее подтягиваются остальные. Уверен, если провести эксперимент: налить в прозрачные стаканы какую-нибудь странную жидкость и попросить пять человек сделать вид, что они ее пьют, моментально выстроится очередь из желающих попробовать напиток.

Причем мало кто будет разбираться, что конкретно налито.

Александру повезло – товар удалось вернуть. Правда, вначале представители фирмы отказывались строить диалог и, как нашкодившие школьники, бросали трубку. Поговорить удалось, лишь когда сын покупательницы пригрозил обращением в суд:

Я изучил опыт людей, которые оказывались в похожих ситуациях, и понял, что вправе вернуть товар только в одном случае, если его использование может навредить здоровью. После сеанса массажа у моей бабушки, для которой мама и покупала накидку, подскочило давление. Это стало моим главным аргументом.

Продавец, до которого пытался достучаться Александр, согласился принять возврат и аннулировать рассрочку в банке, но потребовал привезти покупки в Брест – это больше 300 километров от Солигорска. Выбора у молодого человека не было – загрузил все добро в машину и отправился в путь:

В современном офисе в центре города меня встретила сотрудница. Стоило мне поинтересоваться, не стыдно ли ей обирать пенсионеров, она начала повышать голос. В ответ я включил камеру телефона и попытался снять происходящее, но один из коренастых работников фирмы пригласил меня выйти поговорить "по-мужски". К счастью, до рукоприкладства не дошло.

Найти способ вернуть ненужные покупки жителю Солигорска помог юрист Иван Райкевич, который ведет группу по защите прав потребителей "ВКонтакте". Подобные истории для него не редкость:

Как правило, основная масса обращений прихо­дится на выходные. Дети приезжают навес­тить пожилых родителей и обнаруживают у них массажное кресло, новый пылесос или кастрюли.

Аннулировать договор продажи практически нереально, ведь все, что предлагают на презентациях, входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Соответственно, статья 28 Закона "О защите прав потребителей" в данном случае не работает. Как показывает практика, назад товар принимают только после того, как люди начинают жаловаться в различные инстанции и пишут гневные отзывы в сети. Продавцам невыгодна вся эта шумиха вокруг их деятельности, поэтому иногда они стараются "замять" проблему.

Юрист подмечает, что требование фирмы привезти покупки в офис не противоречит закону, ведь компания не обязана нести транспортные и иные расходы, связанные с возвратом доброкачественного товара.

Как не накупить ненужного?

Советует психолог Павел Зыгмантович

- Не ходите на подобные встречи.

- Если уж очень хочется пойти, то "забудьте" дома паспорт и кошелек.

- Позовите с собой скептика, который остановит вас при попытке совершить незапланированную покупку. Правда, есть риск, что он тоже поддастся ажиотажу, и вы вдвоем вернетесь домой с полной сумкой обновок.

- Перед тем как приобрести товар, возьмите время на раздумье. Возможно, завтра идея совершить покупку не покажется вам такой привлекательной.

- Не верьте увещеваниям менеджеров о том, что специальная цена действует только сегодня и только сейчас.

- Если вы все же решили, что домой без одеяла не уйдете, сходите в уборную и вымойте руки под холодной водой. Обычно это отрезвляет.

Источник: sb.by