В планы по продаже пакета Беларуськалия могут вмешаться канадцы?

беларуськалийВ планы белорусского руководства заработать на продаже китайским покупателям миноритарного пакета «Беларуськалия» могут вмешаться из-за океана. На этот раз – канадцы. Дело в том, что канадцы предложили китайским инвесторам участвовать в разработке своих калийных месторождений. Теперь у возможных покупателей акций «Беларуськалия» появился выбор, который может оказать влияние на итоговую цену пакета белорусского производителя, а возможно, и на вероятность сделки.

По итогам июньского визита главы КНР Ху Цзиньтао в Канаду, ставшего одним из ответвлений проходивших в Торонто заседаний G-8 и G-20, был подписан ряд стратегических документов по китайско-канадскому сотрудничеству. Как отмечало тогда агентство «Синьхуа», китайский лидер на встрече «добился замечательных успехов».

Помимо планов до 2015 года довести объем двусторонней торговли до 60 млрд долларов, по итогам переговоров было также подписано 10 меморандумов о взаимопонимании. Они включили в себя различные совместные инвестиционные проекты. В их числе оказался и документ, по которому китайцам предложено то, что они активно ищут и приобретают по всему миру, – сырьевые ресурсы.

Канадцы предложили своим партнерам с другого берега океана то, чем сами богаты и по запасам чего являются мировыми лидерами, – калий. В частности, был подписан меморандум о сотрудничестве в создании в Канаде с участием китайских инвесторов производственной базы по выпуску 3 млн тонн калийных удобрений в год.

Эксперты «Ежедневника» отмечают, что по объемам канадское предложение фактически дублирует предложение белорусов о возможной продаже 25% акций «Беларуськалия». Общая производственная мощность белорусского объединения на сегодняшний день составляет 8,5 млн тонн удобрений в год, 25% – это соответственно 2,1 млн тонн в год. Но солигорские калийщики вводят и планируют водить новые мощности, так что в среднесрочной и долгосрочной перспективе можно говорить о сопоставимости предложений. Как считают эксперты «Ежедневника», уже по этому параметру канадское предложение может составить конкуренцию белорусскому в борьбе за китайского инвестора.

Не зная подробностей канадско-китайских переговоров, трудно сравнивать оба предложения по цене. Но практически все эксперты отмечают, что та сумма, которую озвучили белорусские власти за четверть акций «Беларуськалия», явно завышена.

Напомним, в начале июля первый вице-премьер Владимир Семашко назвал цифры, с которых Минск готов начать (и, наверное, закончить) торги за 25% акций «Беларуськалия», – 6–7 млрд долларов. Исходя из этой оценки стоимость всего «Беларуськалия» выливается в 24–28 млрд долларов.

Эксперты однозначно считают эту оценку завышенной, поскольку примерно столько же стоит крупнейший мировой производитель калия – канадская компания Potash Corporation of Saskatchewan. Но кроме того, что у канадцев мощности по калию больше, чем у «Беларуськалия», канадская компания занимает еще третье место в мире по производству фосфатных удобрений и четвертое – азотных.

Таким образом, китайские покупатели получают возможность сравнить, что им выгоднее и где им выгоднее делать бизнес. И совсем нет уверенности, что белорусские предложения покажутся им более предпочтительными.

Впрочем, эксперты «Ежедневника» не сбрасывают со счетов и альтернативного (а может быть, на самом деле и главного) потенциального покупателя акций «Беларуськалия». Представители «Уралкалия» уже сделали заявление, что они не заинтересованы в покупке доли в белорусском производителе калийных удобрений. Но это заявление не относится к бывшему главному владельцу «Уралкалия» Дмитрию Рыболовлеву.

Постепенно вошедший в ближний круг Александра Лукашенко российский бизнесмен вполне может пойти по пути другого предпринимателя из России – небезызвестного Владимира Брынцалова. Последний одно время сделал Минск своей резиденцией и пытался даже перенести сюда весь свой бизнес.

Но Брынцалова и Рыболовлева сравнивать нельзя. У Брынцалова денег, когда он переезжал в Минск, было немного. И сейчас, после прекращения нефтяных потоков из России, которые он перекачивал из Беларуси за границу через свою «МСП-ойл», стало еще меньше. А у Рыболовлева кроме долей в «Уралкалии» (10%), «Сильвините» (25%) и должности руководителя БКК на руках еще и приличный «кэш» – 5,2 млрд долларов, вырученных от продажи контрольного пакета «Уралкалия». И их совсем чуть-чуть не хватает до озвученной Семашко минимальной цены пакета белорусского производителя…

Михаил Радкевич, Ежедневник .