О том, что контракт в Китай скорее всего будет подписан до конца 2009 года, на прошлой неделе заявил директор по продажам БКК Олег Петров. Он же первым и озвучил вероятный его объем и цену – 1 млн тонн за 350 долларов за тонну. В интервью «РБК daily» по поводу предполагаемого контракта топ-менеджер объединенного трейдера «Беларуськалия» и «Уралкалия» отметил: «Мы надеемся, что такая возможность появится уже до конца этого года.
В этом году Китай не купил у БКК ни одной тонны хлористого калия. Серьезные подвижки в переговорах появились только около двух месяцев назад. До этого реальной заинтересованности со стороны Китая не было. У Китая просто не было необходимости в новых закупках: на конец 2008 года у них было около 5 млн тонн запасов и растущее собственное производство в объеме 4,5 млн тонн. Кроме того, местные производители калия действительно держат цену на определенном уровне, не учитывать который мы не можем».
Этот уровень, который в последнее время составлял 350–360 долларов за тонну, в конце концов и был учтен в переговорах БКК с китайскими покупателями.
Отметим, что цена по китайскому контракту более чем на 100 долларов ниже, чем цена поставок БКК в Индию. Напомним, что в июле БКК заключила контракт с компанией Indian Potash Ltd (IPL) на поставку хлористого калия в 2009–2010 годах. Общий объем поставок БКК по контракту составил около 675 тыс. тонн по цене 460 долларов за тонну.
Столь существенная разница в цене не может радовать белорусское руководство, но и продолжать выдерживать паузу уже нет смысла, тем более что стратегические запасы в Китае пошли на убыль. По информации «Ежедневника», в начале декабря с неофициальным визитом в Минске побывал владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев. Целью его визита скорее всего и было уговорить белорусские власти на синицу в руках вместо журавля в небе.
По мнению независимых экспертов, контракт с Китаем по цене 350 долларов может иметь еще одно неприятное последствие. Китай является определяющим рынком, и цена 350 долларов за тонну таким образом становятся ориентиром для всех прочих покупателей. В первую очередь сейчас для Индонезии и Малайзии. Во-вторых, для Индии, которая после завершения поставок по июльскому контракту имеет право на опцион. Но вряд ли в свете цены китайского контракта теперь ей будет интересен опцион по 460 долларов за тонну.
{mos_fb_discuss:2}