В связи с предстоящим изменением единой тарифной сетки ожидается очередное повышение зарплаты. Однако стоит учитывать, что „Беларуськалий“ является сырьевым предприятием, ориентированным на экспорт, поэтому в условиях нынешнего кризиса говорить о повышении приходится с большой осторожностью.
С апреля в несколько раз упал объем отгрузки минеральных удобрений на экспорт. Шахтеры были вынуждены брать отпуска и работать в дежурном режиме, только для того, чтобы каким-то образом поддерживать рабочее состояние рудников.
В 2008 году средняя заработная плата на предприятии составляла примерно
2 100 000 рублей (на тот момент в долларовом эквиваленте — 980 долларов). Весной и в начале лета в реальном рублевом исчислении многие шахтеры получали почти в три раза меньше, нежели в конце минувшего года.
Не стоит забывать и о том, что шахтеры очень зависимы от своей профессии, так как моногорода, каковым является и Солигорск, по сути, лишают своих жителей возможности выбора: либо ты работаешь на градообразующем предприятии, либо занимаешься каким-либо обслуживанием его работников. И в кризис эта зависимость угрожает значительным снижением жизненного уровня.
Шахтеры зарабатывают больше менеджеров по продажам
В курилках офисов нередко можно услышать слова обиды местных служащих — “какие-то работяги” зарабатывают больше, чем они сами. Действительно, зарплата шахтера больше, чем сегодня работодатели, по данным Jobs.TUT.by, готовы платить менеджерам по продажам — традиционно неплохо оплачиваемым специалистам. Средняя заработная плата шахтера в июле, в пересчете в долларовый эквивалент, составила 860 долларов. Тем временем, как следует из анализа размещенных на TUT.by вакансий, средняя максимальная зарплата для мужчин достигала 775 долларов.
Впрочем, менеджер по продажам, как правило, имеет свой угол в комфортабельном офисе и порой может рассчитывать на соцпакет, включающий оплату мобильной связи и служебный автомобиль. А, выйдя в 60 лет на пенсию, может провести счастливую старость в “домике в деревне” или уютной квартире, купленной на накопленные за жизнь деньги. У горняков, увы, не столь радужные будни и перспективы.
Обратная сторона “богатства”
Средняя продолжительность жизни солигорских шахтеров составляет сейчас 46,5 лет (в конце прошлого века эта цифра была оптимистичнее — 49,5). В Беларуси афишировать социально-неблагоприятную статистику не принято. Но известно, что в России и Украине каждый четвертый шахтер имеет ту или иную группу инвалидности. Маловероятно, что здоровье их белорусских коллег сильно отличается.
Через пять-семь лет работы в забое у работника появляются хронические заболевания, особенно легочно-дыхательной группы. На их лечение требуются лекарства, причем недешевые. Кстати, как врачи, так и многие из тех, кто работает в шахте с молодых лет, утверждают, что раньше 25 лет человеку спускаться в забой нельзя. Дело в том, что у подавляющего большинства мужчин окончательное формирование организма происходит именно в этом возрасте, и шахтерский труд не способствует нормальному протеканию данного процесса.
По мнению специалистов в области охраны труда, отслеживание хронической заболеваемости работников даже на базовых предприятиях страны пока не на высоте. Соответственно, нет и должной профилактики.
Отстояв право на заслуженный отдых, шахтеры добровольно от него отказываются
На протяжении десятилетий шахтеры ведут борьбу за свои права. Именно они добились подписания первого в стране тарифного соглашения. Получили шахтеры и право на отпуск не менее 56 дней (это закреплено в трудовом соглашении между администрацией и профсоюзом). К слову, в соответствии с Трудовым кодексом, белорусы могут рассчитывать на минимум в 21 день (дополнительные дни оговариваются в трудовом договоре; как правило, отпуск длится 26-28 дней).
Особые условия есть и касательно пенсионного возраста. Если горняки имеют стаж работы в забое 20 лет или общий стаж 25 лет, они имеют право выйти на пенсию в 42 года. Однако многие из них продолжают работать. Сегодня на “Беларуськалии” работают тысячи пенсионеров. Кто-то из них трудится в забое, кто-то обеспечивает жизнедеятельность предприятия на земле. По всей видимости, не от хорошей жизни. Ведь сегодня в Беларуси пенсия бывшего сотрудника МВД составляет примерно 70 процентов от зарплаты действующих сотрудников и офицеров, а пенсия шахтера — всего лишь 20-25 процентов от зарплаты работающего горняка.
Эти цифры выглядят достаточно удивительно на фоне общего успеха предприятия в последние годы. Так, по итогам 2008 года “Беларуськалий” занимает первое место в ТОП-20 налогоплательщиков Беларуси. То есть, по сути дела, сегодня шахтеры “кормят” многие тысячи людей, живущих на пособия.
{mos_fb_discuss:2}