Забытая дата

 Много славных дат в истории нашего народа. Вот этот год, например, был объявлен Годом родной земли. Обоснованием послужил тот факт, что в 2009-м исполняется 65 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. У нас тоже юбилей – 85 лет Солигорскому району.

Однако есть еще одна дата, о которой забыли. Лишь в газете «Советская Белоруссия» вскользь упомянули о ней, обозначив как 70-летие объединения исконных белорусских земель – воссоединение 17 сентября 1939 года Западной Беларуси и Советской Белоруссии в составе БССР. И вообще пока никто не вспомнил, что граница между двумя разделенными Беларусями проходила, в том числе, и по территории Солигорского района.

Поселки Красная Слобода и Старобин были двумя пограничными райцентрами, в которых размещались пограничные гарнизоны. Попасть в погранзону, как и покинуть ее, в сталинские годы можно было только по специальным пропускам. Подозрительность, поиск польских шпионов – печальный атрибут тех лет. Граница с пилсудской Польшей проходила по реке Морочь. До сих пор это разделение сохранилось в названии наших деревень – Западная Морочь, Советская Морочь. Еще живы люди, которые хорошо помнят «жизнь под Польшей».

Несколько лет назад мне довелось побеседовать с одной женщиной, которая в 30-е годы жила в деревне Листопадовичи. Ей запомнилось голодное детство времен коллективизации. Она, как и другие дети, от голода ходила тайком по ночам на колхозное поле, чтобы найти хоть несколько колосков и принести их домой голодным братикам и сестричкам. Их родственники жили на другом берегу Морочи – граница по-живому разделила семьи. Родители девочки, сильно рискуя, ненастными осенними ночами перебирались на польский берег. Там их встречали родственники, которые тоже сильно рисковали – их могли объявить шпионами Советов. Давали своим советским горемыкам хлеб, зерно и картошку – так они помогали пережить голод, к которому привела коллективизация.

В детские годы эта женщина не разбиралась в политике. Ее сознание навсегда сохранило одно: голод в счастливой Стране Советов и сытая жизнь в буржуазной Польше. И до сих пор многие наши земляки, жившие в те годы, измеряют тогдашнюю жизнь наполненностью желудка – этим универсальным мерилом.

Тюрьмы и депортации белорусских патриотов – это реалии тогдашней Польши. Президент Польши Пилсудский проводил политику по выселению некатоликов из центральных районов на границы «крэсов всходних». Вот почему по ту сторону Морочи появилось большое число белорусов-протестантов. Ведь белорусы в Пилсудской Польше были нацией второго сорта, их можно было безнаказанно выселять из родных мест…

Это реалии того времени. Его современникам запомнился лишь голод…

Дмитрий Абрамычев для Электронного Солигорска

{mos_fb_discuss:2}