В Солигорске женщине запретили заходить в магазин с коляской. Это законно?

В редакцию "Электронного Солигорска" пришло письмо от нашей читательницы: "Здравствуйте. Столкнулась с ситуацией, когда меня с маленьким ребенком в коляске выгнали из продуктового магазина, на мои неоднократные просьбы предоставить мне жалобную книжку мне самым хамским тоном отказали и сказали, что вызовут на меня милицию если я не выкачу коляску из магазина. Хотелось бы узнать насколько правомерно то, что меня выставили из магазина с коляской. Жалобную книжку предоставили только после приезда милиции, которую я с ребенком ожидала на улице и по приезду милиции меня впустили в торговый павильон с коляской. Я не одна сталкиваюсь с такой ситуацией и возмущена, почему магазины позволяют себе нарушать права потребителей."

Мы решили разобраться в этой ситуации.

Как пояснили корреспонденту "Электронного Солигорска" в Солигорском обществе потребителей, ни закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", ни закон "О защите прав потребителей", ни Правила продажи отдельных видов товаров и общественного питания не регулируют напрямую вопрос о том, вправе или нет администрация магазина ограничивать посещение покупателям с определенными предметами (мороженым, колясками) или животными. Более того, ст. 10 закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" предоставляет право администрации магазина самостоятельно определять иные, не установленные законодательством, условия организации и осуществления торговли.

Тем не менее это не должно рассматриваться как абсолютное право администрации магазина вводить любые и ничем не обоснованные ограничения при осуществлении торговли. В соответствии с законодательством при осуществлении розничной торговли продавец обязан предоставить возможность приобретения товаров каждому, кто к нему обратится. Поэтому ограничения на посещение магазина могут быть введены только для защиты прав и законных интересов других граждан и не должны быть дискриминационными в отношении разных категорий потребителей. В связи с чем в обществе потребителей считают, что запрет на посещение магазинов покупателям с мороженым, напитками, в неопрятной одежде или с животными является обоснованным, поскольку направлен на обеспечение безопасности других людей. Однако запрет на посещение магазинов с колясками или введение иных подобных ограничений является неправомерным. В магазине самообслуживания продавец не вправе препятствовать входу покупателей в торговый зал с вещами покупателя — это закреплено п. 20 постановления Совета министров № 703. Коляска - это вещь покупателя, поэтому родители могут заходить в магазин с ребенком в коляске.

Для физически ослабленных лиц должны быть созданы условия для беспрепятственного передвижения в магазинах. К этой группе относятся пожилые, люди с инвалидностью, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках и в колясках.

Кроме того, для обеспечения сохранности вещей покупателя (хозяйственных сумок, пакетов, портфелей и иных крупногабаритных вещей, к которым относится и коляска) продавец должен создать соответствующие условия: место, где их можно оставить и не бояться за сохранность вещей. То же касается роликов и самоката.

Если коляской или другим предметом покупатель повредил товар либо иное имущество продавца, с него могут потребовать возмещения стоимости в соответствии со ст. 933 Гражданского кодекса, но нужно смотреть, как размещены в торговом объекте ряды и стеллажи, соблюдены ли все нормативы. Если проход слишком узкий и не соответствует нормам законодательства, то вины покупателя нет.

Если вас не пускают в магазин с коляской, специалисты из общества потребителей советуют оставить претензию в Книге замечаний и предложений, на которую администрация магазина должна дать мотивированный ответ по существу в установленные законодательством сроки. Отказываются выдать книгу - звоните в милицию, отказ расценивается как административное правонарушение (ст. 9.24 КоАП).

По возникающим вопросам покупатели также могут обратиться в Солигорское общество потребителей 26-43-60 ул. Козлова, 74 (пн, ср, пт – с 9:00 до 13:00, вт, чт – с 14:00 до 17:00) или на горячую линию Минского общества защиты прав потребителей — (8017) 226−72−90.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"

Фото, используемое в статье, иллюстративное, не имеет отношение к указанной ситуации