Говорят, у природы нет плохой погоды, но, когда за окном холод и слякоть, стараешься выходить из дома только по особо важным делам. Быстро идёшь по городским дорожкам, усыпанным разноцветными листьями, обходишь лужи, нетерпеливо ждёшь, когда у светофора загорится зелёный свет, чтобы перейти дорогу. И невольно задумываешься о том, насколько сложно сейчас представить солигорские улицы без этих трёхглазых регулировщиков дорожного движения. А вы когда-нибудь интересовались историей возникновения светофоров? "Электронный Солигорск" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов на эту тему.
Считается, что первый светофор был установлен в Лондоне в 1868 г. На самом деле это было что-то вроде семафора с двумя большими стрелками, которые поднимались вручную.
Настоящие же полуавтоматические светофоры с красным и зелёным сигналом впервые появились в американском Кливленде 5 августа 1914 г. Ими управлял полицейский из специальной будки.
Первые трёхцветные светофоры был установлены в Нью-Йорке и Детройте в 1920 г. Их изобрели Уильям Поттс и Джон. Ф. Харрис.
Светофоры в стране Советов
В СССР первый светофор установили в Ленинграде 15 января 1930 г.
До присоединения страны Советов к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах в 1949 г. зелёный огонь дорожного регулировщика располагался вверху, а красный внизу.
Кстати, именно эти цветовые обозначения были выбраны не случайно. Каждый цвет имеет свою световую волну определённой длины. По итогам проведённых опытов было установлено, что световые волны красного, жёлтого и зелёного цветов лучше всего воспринимаются человеческим зрением. Помимо этого, красный и зелёный сигналы светофора безошибочно идентифицируются как запрещающий и разрешающий цвета и видны на достаточно большом расстоянии.
Специальные светофоры для пешеходов появились в 60-х годах. Они были прямоугольной формы с лампами, на которых красными буквами писали слова "стойте" и "идите". Привычные же нам "человечки" заменили надписи к концу 70-х. Тогда же стали использовать централизованную систему автоматического регулирования.
А как в Беларуси?
Первые светофоры, конечно же, появились в Минске. Правда, точная дата неизвестна, но предполагается, что произошло это в 1932 г. Установлены они были на пересечении ул. Советской (ныне пр. Независимости) с ул. Комсомольской, Ленина и Энгельса.
Барановичи можно считать родиной белорусских светофоров, поскольку именно местный завод запасных частей "АВТАКО" первым в Беларуси в середине 90-х годов прошлого века запустил производство дорожных регулировщиков. Примечательно то, что у этих светофоров отражатели были не пластмассовые, как у советского прототипа, а металлические.
В ноябре 2005 г. в порядке эксперимента на перекрёстке ул. Городской Вал и пр. Независимости в Минске появился пешеходный светофор с таймером обратного отсчёта времени. Теперь они используются повсеместно.
Самый необычный светофор находится в Гомеле у здания областного управления ГАИ и представляет собой светофорную ёлку.
А самые дружелюбные светофоры можно встретить в Минске и Витебске, вместе с жёлтым светом на них загораются приветливые рожицы. Это сделано с целью уменьшения агрессии водителей и повышения безопасности на дорогах. Также в Витебске установлен уникальный для нашей страны светофор контроля полосы (реверсивный).
В Солигорске светофоры встречаются двух и трёхцветные, а на пересечении ул. Молодёжная и Октябрьская установлен четырёхсторонний регулировщик дорожного движения.
Как изменились светофоры за прошедшие сто лет?
Постоянно развиваясь и охватывая всё большее число транспортных средств, светофоры становились всё сложнее и при этом удобнее. Теперь они есть не только для автомобилей и пешеходов, но и для велосипедов, трамваев, речных судов и даже для лошадей. К обозначениям добавились специальные стрелки, позволяющие сворачивать направо даже, когда горит красный свет.
Появились также светофоры со звуковым оповещением, на которое при переходе дорог ориентируются слабовидящие или слепые люди. В Солигорске такие светофоры имеются на вокзале, ул. Молодёжной, возле здания Народного суда. Всего в городе их установлено около 7.
И, конечно же, многие знакомы со светофорами, которые оборудованы кнопками для пешеходов, или как их официально называют – табло вызывное пешеходное. ТВП позволяет не останавливать поток автомобилей, если в этом нет необходимости. Появятся ли такие устройства когда-нибудь в нашем городе, корреспонденту "Электронного Солигорска" рассказал старший инженер по организации дорожного движения отделения ГАИ Солигорского РОВД Сергей Рыбко.
- Такой светофор по требованию был когда-то установлен на ул. Октябрьской, но спустя какое-то время пришёл в негодность из-за периодически совершаемых актов вандализма со стороны жителей города. В настоящее время светофоры с кнопками до конца текущего года планируется установить в трёх местах по ул. Козлова. Для этого было привлечено МО СМЭУП "Торнадо-Вест", в комплекс работ которого входит установка дорожных знаков и светофорных объектов. Если эксперимент завершится благополучно и кнопки останутся на своих местах и не выйдут из строя, то в дальнейшем система ТВП будет внедряться повсеместно.
А где бы вы в Солигорске в первую очередь установили светофор по требованию?
Отдел новостей "Электронного Солигорска"