Если вы предпочитаете импортное вино, то примите к сведению, что в наших магазинах распродаются остатки того, что было закуплено поставщиками в прошлом году и первом квартале 2008-го.
Рынок алкогольной продукции замер в ожидании. С апреля 2008 года алкогольную продукцию в страну никто ввезти не может. Импортеры ждут окончания конкурса на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции.
Конкурс должен определить, какая из 30 работающих в этом сегменте рынка компаний будет иметь право привозить алкоголь в нашу страну. Обратите внимание — речь идет о праве импортирования на 2008 год, половина которого уже прошла.
{mos_fb_discuss:2}
Победители должны были быть уже определены, но результаты конкурса не подведены до сих пор. «Есть определенный регламент подачи заявок, вскрытия конвертов и определения победителей. Как только все формальности будут выполнены, победители будут объявлены», — говорил еще в апреле заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. Видимо, не все формальности еще выполнены.
В целом, информация, касающаяся конкурса, является крайне закрытой для общественности. И не мудрено — согласно декрету президента № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий», информация, которая касается рассмотрения и оценки конкурсных предложений, не подлежит разглашению. Таким образом, выбор тех, кто будет торговать импортным алкоголем, возведен у нас в статус фактически государственной тайны.
На сегодня ситуация такова — отменены квоты алкогольной продукции на 2008 год и введено исключительное право государства на импорт алкоголя через институт спецэкспортеров, которые не определены до сих пор.
В начале мая министр торговли Беларуси Александр Иванков объяснял, что главными среди основных критериев выбора импортеров являются наличие складских площадей в размере не менее 1 тыс.кв.м и опыт работы на рынке алкогольной продукции не менее 5 лет. В частности, специмпортерами бутилированых алкогольных напитков смогут стать и негосударственные компании, вне зависимости от размера госдоли в их уставном фонде. При этом в будущем, по мнению министра, было бы рациональным, если бы специмпортер алкоголя был «полностью государственным предприятием», поскольку это подакцизный высокодоходный товар.
Говоря о компаниях, соответствующих критериям конкурса, заметим, что таковой является компания «Мидвест», работающая на рынке с 1995 года. В ее портфеле — около 40 известных брендов — Bacardi-Martini, Diageo, Hennessy, Brown-Forman, Allied Domecq, Moet&Chandon, Torres, Antinori, Lindeman’s, Kendermann, TWC, Calvet, Morin Pere&Fils, Bodegas&Bebidos. «Мидвест» обладает званием «Лучший предприниматель года» в сфере оптовой торговли продовольственными товарами.
Компания использовала квоту на ввоз алкогольной продукции в 2007 году, а также на первый квартал 2008 года. Теперь, как сказал в интервью «Белорусским новостям» заместитель директора компании по правовым вопросам Вадим Полещук, «Мидвест», как и другие экспортеры алкоголя, находятся в состоянии ожидания и недоумения. «Результатов конкурса ждем со дня на день и с нетерпением», — подчеркнул заместитель директора «Мидвест».
В компании признают, что испытывают трудности, работая в существующих условиях. Тем не менее, «Мидвесту» пока есть что продавать из завезенной ранее продукции. Комментируя по просьбе «Белорусских новостей» ассортимент алкогольной продукции в белорусских магазинах, ставший в последнее время заметно беднее, Вадим Полещук заметил, что «нельзя сказать, что отсутствует импортная алкогольная продукция». Однако, по его словам, недостаточный ассортимент связан с тем, что «с 1 апреля 2008 года официального ввоза в страну алкоголя из-за рубежа для продажи фактически нет. То, что было завезено ранее, постепенно распродается».
Таким образом, продлись работа комиссии еще некоторое время, белорусскому потребителю придется довольствоваться только отечественной алкогольной продукцией. Даже в случае, если ее качество устраивает наравне с ценой, раздражает то, что белорусский потребитель постепенно оказывается в ситуации отсутствия выбора. Похоже, нас пытаются убедить, что, например, белорусское вино действительно лучшее в мире.
И все же, пока идет конкурс, у простых белорусов поводы выпить не исчезают. Чтобы вместо хорошего вина не приобрести, извините, «чарлик», то, в отсутствие иных надежных ориентиров, можно ориентироваться на стоимость вина. Правда, не стоит упускать из виду и страну-производителя, считает Вадим Полещук: «Французские вина при схожем качестве в любом случае будут стоить дороже, к примеру, чилийских. Франция — это фактически винный бренд».
В целом же, если вино стоит около 19 тысяч, шанс того, что это вино качественное, значительно превышает 50%. Правда, добавил собеседник «Белорусских новостей», «рынок большой. Сказать, что за меньшую сумму вы не найдете вино нормального качества, не рискну».
Между тем в нашей стране доля виноградных вин в общем потреблении алкоголя составляет лишь 3%. Белорусы предпочитают водку (42%) и плодово-ягодные вина (35%). Емкость белорусского винного рынка — 3-3,5 млн. бутылок в месяц. По данным официальной статистики, 33,35% из них — импортные вина, остальное — «домашние».
БелаПАН