Следователи раскрыли подробности травмирования рабочих ОАО "Беларуськалия" во время спуска в шахту

В начале ноября прошлого года в новостях широко обсуждалось происшествие, связанное с травмами, полученными рабочими ОАО "Беларуськалия" во время спуска в шахту. Инцидент произошел на территории 2-го рудоуправления, где оборвалась клеть, в которой находились пятеро сотрудников ремонтной бригады электрослесарей.

На месте происшествия работали спасатели, скорая помощь, следственно-оперативная группа, сотрудники областного управления Следственного комитета. Несчастный случай или нарушение правил безопасности при производстве работ - это и предстояло выяснить следователям.

С привлечением специалистов УГКСЭ по Минской области и специалистов ООО "Судебно-экспертная коллегия" следователями проведены тщательные осмотры мест происшествия, допрошены свидетели, изъята и осмотрена техническая документация, проведены следственные эксперименты и очные ставки.

Произведены десятки осмотров, изучен и проанализирован огромный массив документов по охране труда и технике безопасности, допрошено более двух десятков фигурантов по уголовному делу. Экспертами проведено 4 сложных и трудоемких экспертизы на основе следственных экспериментов.

klet 1

В ходе предварительного расследования анализировалась каждая деталь происшествия, от технических характеристик подъемных механизмов, до инструктажей по технике безопасности. Постепенно прояснялись обстоятельства произошедшего, которые говорили о нарушениях элементарных требований соблюдения безопасности на производстве.

Под давлением уже имеющихся на руках правоохранителей фактов, работники организации рассказали, что днем при опускании клети с людьми в шахту, произошла её остановка — блокировка автоматическим тормозом. Перезапустить механизм у машиниста не получалось, о чем работник сообщил дежурному мастеру.

Находясь в шахтном стволе, он совместно с работниками пытался определить причину остановки клети, однако самостоятельно это сделать не получилось: клеть с людьми продолжала находиться в аварийном состоянии.

klet 2

Осознавая всю серьезность ситуации, мастер участка, понадеявшись на свой жизненный опыт и знания по работе подъемной машины, не сообщил в установленном порядке руководству подъема и диспетчеру рудника о невозможности устранения возникшей неисправности, а решил самостоятельно и быстро освободить работников ОАО (которым ничего не угрожало) из указанной клети. Специалист, пользуясь своим положением руководителя, лично дал указание электрослесарю и машинисту, которые находились в зависимом от него служебном положении, отключить системы безопасного торможения и удержания подъемной машины, как рабочего (автоматического) и ручного (аварийного), с целью опускания механизма под собственным весом.

Процесс растормаживания оказался непредсказуемым. За считанные секунды произошло свободное падение южной клети с увеличением скорости от 0,0 м/с до 9,3 м/с, с находящимися в ней работниками, и ее резкое замедление до полной остановки за счет соударения северной клети с копром (верхней частью) и южной клети с зумпфом (нижней частью) шахтного ствола.

klet 3

В результате совершения мастером умышленных незаконных действий, явно выходящих за пределы своих полномочий, предоставленных ему по службе, привели к трагедии.

Трое работников получили травмы, относящиеся к категории тяжких телесных повреждений, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата, двое — аналогичные повреждения, относящиеся к категории менее тяжких. Организации причинен ущерб в сумме почти 46 тысяч рублей, что является особо крупным размером.

Фигурант не признавал свою вину, несмотря на неопровержимые доказательства, собранные в ходе следствия. На протяжении всего срока расследования, мужчина неоднократно давал непоследовательные и противоречивые показания, а под тяжестью неоспоримых фактов после предъявления обвинения и вовсе отказался от дачи показаний. К слову, непосредственно после трагического происшествия, мужчина просил участников события не сообщать правоохранителям о его незаконных указаниях подчиненным.

klet 4

Действия 44-летнего жителя Солигорска квалифицированы следственным управлением УСК по Минской области по ч.3 ст. 426 (умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным и общественным интересам (превышение служебных полномочий), совершенное из иной личной заинтересованности, повлекшие тяжкие последствия.

В настоящее время уголовное дело передано прокурору для направления в суд.