"Перезаключение договора" и "безопасный счет": в солигорском Следственном комитете рассказали о мошеннических схемах в мессенджерах

В одном из наших прошлых материалов мы обсуждали мошенников в Инстаграме. Сейчас поговорим о другом виде преступлений - звонках в мессенджерах. По информации Солигорского районного отдела Следственного комитета по факту мошенничества с января 2025 г. в Солигорске возбуждено 9 уголовных дел. Все случаи идут по одной и той же схеме, меняются лишь легенды, под которыми действуют аферисты. Об этом нашему  корреспонденту рассказал старший следователь Солигорского РОСК Анатолий Сакович.

Как это происходит? Поучительные истории солигорчан

В феврале текущего года солигорчанину М. позвонили через Viber, представившись сотрудниками МТС. Под предлогом "перезаключения договора" мошенники похитили у мужчины деньги с банковской карты и открыли счета в разных банках на 10 500 рублей.

Гражданину К. 30 марта позвонили "сотрудники банка", предложив перевести деньги на "безопасный счет" для предотвращения хищения. Результат — потеря 2 435 рублей.

С гражданином С. 16 марта произошла похожая ситуация. Однако в этом случае пострадавший продиктовал мошенникам не только паспортные данные, но и реквизиты банковской карты. Произошло мгновенное списание денег.

При прямых звонках "для проверки персональных данных" жертве присылают ссылку, ведущую к фишинговой странице. Одно нажатие кнопки — и доступ к данным активирован. "Сложность в том, что человек не сразу понимает, что стал жертвой. Деньги не пропали, подозрительных СМС не было, он уверен,что разговаривал с мобильным оператором или представителем банка", — пояснил следователь.

На украденные данные в дальнейшем могут оформить виртуальные банковские карты для обналичивания денег, полученных незаконным путём. В этой ситуации пострадавший становится промежуточным звеном в схеме отмывания денежных средств. То, что он стал жертвой мошенников, человек может узнать только через месяц, два, а то и спустя полгода. Когда его вызовут в Следственный комитет и станут задавать вопросы о предполагаемом участии в незаконных операциях.

moshennik 3

Техника обмана — вопросы и ответы

Сейчас, благодаря технологиям роуминга, мошенники могут физически находиться в любой стране, и звонить как из мессенджера, так и с подменного белорусского номера. Как распознать обман?

- Сотрудники банков и правоохранительных органов не будут общаться с вами удалённо по таким вопросам! Они могут представиться, уточнить ваши имя/отчество, адрес проживания и предложить подойти в отделение. Никаких паспортных данных, данных карт, кодов из СМС по телефону, в отличие от мошенников, они просить не будут.

Простой тест: если вы спросите у звонящего, куда конкретно подойти, чтобы пообщаться лично, мошенник, как правило, либо бросит трубку, либо начнёт вам грубить.

moshennik 2

Что делать, если человек продиктовал паспортные данные "мобильному оператору", а позже заподозрил неладное? Писать заявление в милицию?

- В данном случае вряд ли получится сработать на предупреждение. Можно написать заявление о подозрении столкновения с мошенниками. Но на чём будет основано это подозрение? Вдруг в ходе проверки выяснится, что вам действительно звонил сотрудник МТС? И получится, что Следственный комитет провёл работу впустую, потратил время, которое было важно в другой ситуации.

А если подозрение подтвердилось? Допустим, человек сообщил свои данные, а потом пришёл в "Белтелеком" и узнал, что никто из сотрудников организации ему не звонил?

- Поскольку неизвестно, кто конкретно украл ваши данные, невозможно перекрыть мошенникам возможность использования их в личных целях. В такой ситуации придётся просто ждать развития событий. Например, спустя какое-то время вам из банка придёт смс-сообщение о просроченных платежах по кредиту.

А как доказать, что кредит оформлен мошенниками?

- Если вам пришло требование – оплатить кредит, звоните в службу безопасности банка или в процессинговый центр, уточняйте, когда была оформлена данная услуга, и требуйте приостановить операции по открытому счёту для дальнейшего разбирательства. Затем обращайтесь в милицию с заявлением о том, что в отношении вас совершены мошеннические действия.

Важный момент: человек не знал, что на него оформлен кредит потому, что не получал об этом соответствующих СМС-сообщений. При открытии счёта мошенники указали другой номер телефона. Выявление подобных фактов может послужить доказательством того, что кредит был оформлен именно мошенниками.

moshennik 1

Насколько вероятно вернуть деньги, переведённые аферисту?

- Всё зависит от того, как скоро пострадавший выявил факт мошенничества. Солигорчане – люди очень доверчивые. Они переводят деньги, длительное время ждут ответа и только потом понимают, что надо идти в милицию. Наглядный пример. В одном из следственных дел фигурировал интернет-магазин "Маргаритка", предлагавший дешёвые товары из России со 100% предоплатой. Но на доставку покупок требовалось несколько месяцев. И люди ждали, шутка ли – заполучить айфон последней модели за 50% стоимости. В итоге время на поиски было упущено.

Мошенники переводят деньги на так называемые "дроповские" счета (счета подставных лиц), за которыми следит специальный человек, и он быстро перебрасывает их дальше, часто за границу или на криптокошельки. Поэтому через длительное время вернуть украденное очень сложно.

Для чего взламывают личные аккаунты в мессенджерах?

- Мошенники используют взломанные аккаунты всё с той же целью: звонить и обманным путём получать личные данные. Как правило, они действуют очень быстро. Пока владелец разберётся, как восстановить доступ, мошенник уже совершит все запланированные преступления и отключится от аккаунта, либо вовсе его удалит.

В своих манипуляциях преступники используют доверие, спешку и технические уловки (подмену номеров, фишинг). Защита от них проста – никому не сообщать конфиденциальные данные (паспорт, карта, коды) по телефону или в мессенджерах. При подозрительном звонке от "банка" или "правоохранителей" лучше положить трубку и не вести никаких переговоров.

Если же вы стали жертвой – обращайтесь в правоохранительные органы как можно скорей, это повысит шансы на возврат денег при прямом переводе. Помните и о рисках взлома аккаунтов, используйте двухфакторную аутентификацию.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"