"Снимите нас настоящих!". Фотограф Наташа Липченко — о том, как уловить живую историю семьи в обычном дне

Семейная фотосессия с детьми — это настоящий квест, где сценарий пишется на ходу. Солигорский фотограф Наташа Липченко поделилась опытом: самые живые кадры рождаются не вопреки суматохе, а прямо в её эпицентре.

Знаете, каково это — быть скучающим ребёнком на фотосессии? Я хорошо понимаю детей, которые пришли на съемку и вынуждены слушать чужую тетку-фотографа и выполнять ее команды. Его мир гораздо ярче наших взрослых установок. И его реакция на вторжение закономерна: уйти в себя, капризничать, протестовать.

Моя главная задача — не снимать. Моя задача — вернуть его в момент "здесь и сейчас". Переключить его фокус внимания. И к счастью, детский мозг ловит наживку куда быстрее взрослого. Рассыпать игрушки с грохотом. Громко замяукать. Уронить что-нибудь. Понаблюдать, за чем он следит глазами, — и ловко этим сманипулировать. Это не обман. Это создание альтернативной реальности, в которую ему тут же захочется войти.

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорскфотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорскфотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

Чёткие рамки и полная свобода: как управлять хаосом

Я всегда прошу у семьи разрешения командовать. Говорю: "Сейчас я главная и, пожалуйста, послушайте меня". Так и детям становится понятнее, что я делаю.

Это создание понятных и, что важно, очень жёстких рамок. Внутри этих рамок — полная свобода. Можно бегать, кричать, сидеть в песке. Можно почти всё. Почему "почти"? Потому что границы мы обсуждаем заранее. Я обязательно спрашиваю у родителей: чего боится ребёнок? Что из одежды не жалко испачкать? Можно ли садиться на землю, заходить в лужу, брать песок?

Если все это можно, проблем не возникнет никаких. Потому что, на запретах можно выехать легко. Все что нельзя в повседневной жизни, легко захватит внимание ребенка. Нужно искать то, что вызовет у него интерес.

На съемке нужно найти то, что вызовет удовольствие у самого капризного участника. Удовольствие и похвала именно в тот момент, когда у него и правда что-то получилось. Ребенку нужно позволить проявиться. Разрешить сделать что-то, к чему у него изначально интерес, подождать похвалить и словить эту эмоцию и пока ребенок в таком кураже, можно с ним делать что хочешь, это может быть секунда.

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорскфотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

Ловить кураж: секрет самых искренних кадров

Все сводится к тому, чтобы устроить маленькое шоу, в котором будет происходить постоянное действие и общение. Не существует одного правила, все индивидуально для каждого, но приемы практически всегда одни и те же.

Конечно на все это нужно время. Нужно видеть, что нужно детям в этот момент. К кому ребенок тянется, к маме или папе, что он хочет: если он к маме , значит начинать а историй с мамой, если он хочет уйти в угол и играть там, значит быстро придумать маленький сюжет в этом углу, и каждому раздать свои роли в этой постановке. Мама читает, мама играет с ребенком в игрушку, которая вызвала в нем интерес.

Если ребенок легко идет на контакт, тогда хватаем его на руки и делаем, что сами запланировали.

 

Если детей двое: как снять историю ревности, дружбы и тайного сговора

Если на съемке двое детей и оба капризничают, нужно обязательно каждому дать возможность проявиться. В каждый из моментов, чтобы кто-то был на первой роли. А потом объединить их в команду.

Нельзя, чтобы один всё время был в тени другого. В каждый момент времени кто-то один — главный герой.

Поставить ногами на стол, бросить пирожное на пол, разломать что-то, нарушить правила и скорее всего будет восторг + доверие.

А если ребёнок закатил истерику и не хочет контакта? Единственное верное решение — оставить в покое. Отойти. Дать ему пространство. А потом ненавязчиво оставить что-то интересное на его пути и сделать вид, что вы не смотрите. Он подойдёт сам. И тогда — действуйте.

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

Как снять не портрет, а историю

Я не снимаю постановочные кадры. Я снимаю кино на одном кадре. Вернее, много кадров, которые потом складываются в раскадровку целой истории.

Настроение, эмоции, детали: сжатые губы старшей сестры, когда мама обнимает младшего брата; восторг на лице, когда папа подбрасывает к потолку; пальцы, вцепившиеся в мамину кофту.

Сначала я могу быстро создать постановку — "а теперь все обнимитесь!" — а потом ловлю то, что происходит после команды "всё, свободны!". Именно там, в этих "между-дельных" секундах, и прячется настоящая жизнь.

И знаете, какие кадры в итоге становятся самыми любимыми? Те, где причёска растрёпана, на штанах трава, а в руках —грязнущее печенье. Но на лицах — неподдельные эмоции. Так и получается хорошая семейная фотосессия. Не просто статичные фото, а маленькие живые истории про конкретных людей.

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск

фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск
 
фотограф Солигорск, жизнь фотографа, фотограф Липченко, Солигорск
Отдел новостей "Электронного Солигорска"