Семейная фотосессия с детьми — это настоящий квест, где сценарий пишется на ходу. Солигорский фотограф Наташа Липченко поделилась опытом: самые живые кадры рождаются не вопреки суматохе, а прямо в её эпицентре.
Знаете, каково это — быть скучающим ребёнком на фотосессии? Я хорошо понимаю детей, которые пришли на съемку и вынуждены слушать чужую тетку-фотографа и выполнять ее команды. Его мир гораздо ярче наших взрослых установок. И его реакция на вторжение закономерна: уйти в себя, капризничать, протестовать.
Моя главная задача — не снимать. Моя задача — вернуть его в момент "здесь и сейчас". Переключить его фокус внимания. И к счастью, детский мозг ловит наживку куда быстрее взрослого. Рассыпать игрушки с грохотом. Громко замяукать. Уронить что-нибудь. Понаблюдать, за чем он следит глазами, — и ловко этим сманипулировать. Это не обман. Это создание альтернативной реальности, в которую ему тут же захочется войти.




Чёткие рамки и полная свобода: как управлять хаосом
Я всегда прошу у семьи разрешения командовать. Говорю: "Сейчас я главная и, пожалуйста, послушайте меня". Так и детям становится понятнее, что я делаю.
Это создание понятных и, что важно, очень жёстких рамок. Внутри этих рамок — полная свобода. Можно бегать, кричать, сидеть в песке. Можно почти всё. Почему "почти"? Потому что границы мы обсуждаем заранее. Я обязательно спрашиваю у родителей: чего боится ребёнок? Что из одежды не жалко испачкать? Можно ли садиться на землю, заходить в лужу, брать песок?
Если все это можно, проблем не возникнет никаких. Потому что, на запретах можно выехать легко. Все что нельзя в повседневной жизни, легко захватит внимание ребенка. Нужно искать то, что вызовет у него интерес.
На съемке нужно найти то, что вызовет удовольствие у самого капризного участника. Удовольствие и похвала именно в тот момент, когда у него и правда что-то получилось. Ребенку нужно позволить проявиться. Разрешить сделать что-то, к чему у него изначально интерес, подождать похвалить и словить эту эмоцию и пока ребенок в таком кураже, можно с ним делать что хочешь, это может быть секунда.


Ловить кураж: секрет самых искренних кадров
Все сводится к тому, чтобы устроить маленькое шоу, в котором будет происходить постоянное действие и общение. Не существует одного правила, все индивидуально для каждого, но приемы практически всегда одни и те же.
Конечно на все это нужно время. Нужно видеть, что нужно детям в этот момент. К кому ребенок тянется, к маме или папе, что он хочет: если он к маме , значит начинать а историй с мамой, если он хочет уйти в угол и играть там, значит быстро придумать маленький сюжет в этом углу, и каждому раздать свои роли в этой постановке. Мама читает, мама играет с ребенком в игрушку, которая вызвала в нем интерес.
Если ребенок легко идет на контакт, тогда хватаем его на руки и делаем, что сами запланировали.
Если детей двое: как снять историю ревности, дружбы и тайного сговора
Если на съемке двое детей и оба капризничают, нужно обязательно каждому дать возможность проявиться. В каждый из моментов, чтобы кто-то был на первой роли. А потом объединить их в команду.
Нельзя, чтобы один всё время был в тени другого. В каждый момент времени кто-то один — главный герой.
Поставить ногами на стол, бросить пирожное на пол, разломать что-то, нарушить правила и скорее всего будет восторг + доверие.
А если ребёнок закатил истерику и не хочет контакта? Единственное верное решение — оставить в покое. Отойти. Дать ему пространство. А потом ненавязчиво оставить что-то интересное на его пути и сделать вид, что вы не смотрите. Он подойдёт сам. И тогда — действуйте.



Как снять не портрет, а историю
Я не снимаю постановочные кадры. Я снимаю кино на одном кадре. Вернее, много кадров, которые потом складываются в раскадровку целой истории.
Настроение, эмоции, детали: сжатые губы старшей сестры, когда мама обнимает младшего брата; восторг на лице, когда папа подбрасывает к потолку; пальцы, вцепившиеся в мамину кофту.
Сначала я могу быстро создать постановку — "а теперь все обнимитесь!" — а потом ловлю то, что происходит после команды "всё, свободны!". Именно там, в этих "между-дельных" секундах, и прячется настоящая жизнь.
И знаете, какие кадры в итоге становятся самыми любимыми? Те, где причёска растрёпана, на штанах трава, а в руках —грязнущее печенье. Но на лицах — неподдельные эмоции. Так и получается хорошая семейная фотосессия. Не просто статичные фото, а маленькие живые истории про конкретных людей.




Такого в мире больше нет! Эксклюзивный кастомный автомобиль в Солигорске
Топ-5 удивительных растений на улицах Солигорска