Как изменились автобусы, пассажиры и дороги за 20 лет: наблюдения водителя общественного транспорта

"Асцярожна! Дзверы зачыняюцца, наступны прыпынак..." - эту фразу водитель автобуса первого класса филиала "Транспортный парк № 1" ГП "Минсктранс" Михаил Хамицевич слышит сотни раз в день. За рулем он уже без малого 20 лет.

В выпуске проекта "Белорусы в кадре" герой рассказал о вежливости на дорогах, их качестве и главном в характере шофера.

Я б в военные пошел

Михаил Хамицевич родился в деревне Сковшин Солигорского района Минщины. Там же окончил школу. После получения аттестата отправился в Ростов-на-Дону - поступать в военную академию.

- Но в последний момент передумал. В академии сказали, что после экзаменов домой не отпустят, а я сидеть до сентября в казарме не хотел. В итоге вернулся в Беларусь. В Минске набор в институты уже закончился, а год терять было жалко. Поэтому поступил в Пинский индустриально-педагогический техникум. Тогда это было престижное учебное заведение. Студенты - ребята из 17 стран мира. А в армию я все же пошел. Правда, уже на срочную службу, - улыбается герой репортажа.

hamicevich 1

В техникуме Михаил освоил профессию техника-механика, мастера производственного обучения. После армии приехал в Минск к будущей жене.

- Семь лет проработал машинистом компрессора, потом трудился в частной организации. Но чтобы поднимать семью, нужно было найти стабильное и хорошо оплачиваемое место работы. А попробовать водить автобус мне всегда хотелось. Поэтому когда узнал, что есть вакансия в автобусном парке, недолго думал, - говорит собеседник.

До трех тысяч переключений

Так 20 лет назад Михаил Петрович пришел устраиваться в столичный автобусный парк № 4. Перед тем как самостоятельно выехать на улицы города, получил водительское удостоверение соответствующей категории, отправившись на обучение по месту будущей работы.

hamicevich 2

- А после десятки часов отъездил с опытным водителем-наставником. В рейс вышел на ЛАЗе. Есть расхожая фраза, что первый автомобиль как первая любовь. И в отношении автобусов она тоже действует! До сих пор с теплыми чувствами вспоминаю свой ЛАЗ. Минчане постарше наверняка помнят кожаные диваны и мощную печку в таких автобусах. В них зимой было очень тепло, - ностальгирует водитель.

Тогда почти весь общественный транспорт был оснащен механической коробкой передач. Эта деталь может показаться незначительной, но за рабочую смену водителям приходилось переключать рычаг до трех тысяч раз.

- Эта цифра не преувеличена, - уверяет Михаил Хамицевич. - На ЛАЗике отработал год. Потом дали новенький МАЗ-103 с автоматической коробкой передач, на котором я откатал 13 лет. Первое время было непривычно - все хотелось вручную передачи переключать. Правда, "автомат" в сложных городских условиях все же оптимальнее. Не нужно задумываться, например, как стартовать в горку.

hamicevich 3

С 2020 года Михаил Хамицевич и многие его коллеги по четвертому автобусному парку перешли на работу в образованный филиал "Транспортный парк № 1", где базируются как автобусы, так и электробусы.

- Конечно, по старому парку скучаю, но новый - супер! Просторно, удобные парковочные места, закрепленные за каждой машиной, современное оборудование. Жемчужина - ремонтная зона. Кстати, если в былые времена что-то приходилось ремонтировать самим водителям, то теперь этим занимаются исключительно слесари, - отмечает Михаил Петрович. - Правда, и техника сейчас подводит гораздо реже. Большой плюс производителям.

Дороги стали лучше

За десятилетия работы за рулем автобуса Михаил Хамицевич видел, как меняется поведение водителей на дорогах. Уверяет: между тем, что было 20 лет назад, и что есть сейчас - огромная разница.

hamicevich 4

- Раньше, действительно, и подрезать могли, и пару "ласковых" вслед сказать. А в последние несколько лет заметил, что шоферы стали очень вежливыми и понимающими. Стоит только включить указатель поворота, практически каждая машина дает возможность завершить маневр. Кстати, я обратил внимание, что охотнее всего автобус пропускают водители дорогих автомобилей. Наверное, обеспеченным людям не нужно себе ничего доказывать, - размышляет водитель.

Перед тем, как поделиться еще одним наблюдением, Михаил Петрович предупреждает: гендерными стереотипами не страдает. И констатирует, что чаще всего дорогу, даже когда автобус однозначно прав, не уступают женщины за рулем.

- Самый яркий пример - выезд из "кармана" остановочного пункта. Согласно ПДД, в таком случае маршрутное транспортное средство имеет однозначное преимущество. Но это правило в 99% случаев нарушают девушки. Уж не знаю, с чем это связано, - улыбается водитель.

По мнению Михаила Хамицевича, главные принципы поведения на дороге остаются неизменными - вежливость и взаимопонимание.

Улучшилось и качество столичных дорог. После зимы, правда, еще некоторое время полотно оставляет желать лучшего.

- В Минске ремонтируют очень быстро и, стоит отметить, довольно качественно. За пределами города реновация, бывает, затягивается. Но в целом нашими путями сообщения я доволен, - констатирует собеседник.

hamicevich 5

Пассажиры тоже изменились

За 20 лет пассажиры тоже стали другими, уверяет Михаил Хамицевич.

- Более воспитанными, - уточняет он. - Например, раньше из автобусов частенько воровали молотки для аварийного разбивания стекол. Как правило, баловались этим подростки. Школьники любили заниматься "наскальной живописью" - оставить надписи или поцарапать стекла. Это все и сейчас есть, но встречается намного реже.

Современный пассажир более бережно относится к имуществу. Несколько лет назад столичные автобусы оборудовали кондиционерами. Для их стабильной работы окна транспорта должны быть закрыты. Но первое время по старой привычке минчане и гости столицы открывали форточки.

- Сейчас же наблюдаю обратную тенденцию. Как только один пассажир откроет окно, другой сразу же бежит его закрывать, - говорит водитель.

Он вспоминает не одну курьезную историю, связанную с пассажирами. Например, как однажды из его автобуса украли... огнетушитель!

hamicevich 6

- Воришку я догнал, казенное имущество забрал. Оказалось, молодому человеку нужно было пройти техосмотр на личном авто, а огнетушителя не было. Так он решил "свистнуть" его из автобуса. Правда, план изначально был провальный. Наши огнетушители намного больше - для обычного авто не подходят, - уточняет Михаил Петрович.

Он признается, что за рабочую смену очень сильно устает - как морально, так и физически. Когда возвращается домой на своем авто, иногда забывает, что смена уже окончена.

- Не раз по дороге домой хотел подобрать людей. Включаю поворотник, подъезжаю к остановке, а народ почему-то не садится, - улыбается наш герой.

Главное в работе водителя автобуса - внимание...

...Внимание и еще раз внимание! Михаил Хамицевич объясняет почему:

- Во время работы на линии нужна максимальная концентрация. Подъезжая к остановке, необходимо убедиться, что не заденешь зеркалом пассажиров. Притормозить нужно максимально близко к бордюру. Потом внимательно проследить за высадкой-посадкой. Особенно это касается детей и пожилых людей.

Кроме того, водитель автобуса должен постоянно считывать дорожную обстановку и предугадывать действия других участников дорожного движения. Для облегчения этого процесса новые автобусы оснащены камерами.

hamicevich 7

- Салонная система позволяет обеспечить безопасность при посадке-высадке. На лобовом стекле есть регистратор. Он помогает при ДТП и в других спорных ситуациях. Были ли у меня аварии? Конечно! Наверное, нет ни одного опытного водителя общественного транспорта без ДТП в анамнезе. Правда, ни одного происшествия по моей вине, - уточняет Михаил Петрович.

Каждый день - новые эмоции

В основном Михаил Петрович работает на автобусе, который курсирует по столичному 84 маршруту - одному из самых длинных в столице. Он связывает микрорайоны Слепянка и Малиновка. На рейс туда-обратно уходит около трех часов.

- Водители шутят: этот маршрут "словно уехал в командировку" - настолько долгий. Работаю по графику "неделю первая смена, неделю - вторая". Если выпадает первая, то вставать приходится в три часа утра. На работу добираюсь дежурным автобусом. Далее стандартные процедуры: получение путевки, прохождение врача, - рассказывает водитель.

Трудится Михаил Хамицевич на красавце МАЗ-215. Автобус сочлененный, особо большой вместимости. В час пик в салоне может поместиться без малого 170 человек. Машина новая, с конвейера сошла два года назад. Отечественная техника, признается водитель, очень сильно поменялась со временем. Безусловно, в лучшую сторону.

- Рабочее место комфортное. Есть кондиционер, так что летом не жарко, а зимой не холодно. Ходовые качества у автобуса отменные. Несмотря на его размеры, мощность двигателя позволяет прекрасно маневрировать и при необходимости ускоряться, - добавляет Михаил Петрович.

hamicevich 8

Перед выездом на линию водитель обязательно осматривает машину на предмет неисправностей. Аналогичные действия совершаются и между рейсами.

- Частенько пассажиры забывают личные вещи или оставляют мусор. Потеряшки мы сдаем на диспетчерскую станцию через горячую линию оперативно, так сказать, и они потом их находят, - поясняет собеседник.

На вопрос, не надоело ли ездить по одним и тем же маршрутам, Михаил Хамицевич отвечает однозначно - нет. Ни один день, по его словам, не похож на предыдущий.

- А знаете, как интересно наблюдать за городскими изменениями? Вот еще пару лет назад вместо "Минск-Мира", рядом с которым проходит мой маршрут, был практически пустырь. Теперь - современный район. Все эти изменения происходят на моих глазах, - говорит Михаил Петрович. - На работу я каждый день иду с удовольствием. Чувствую, что приношу людям большую пользу. Только представьте: если с наших улиц хотя бы на день исчез общественный транспорт, что бы было?

- Почему общественный транспорт опаздывает? А вы посмотрите на дорожную обстановку, особенно в час пик. Для общественного транспорта допускается отклонение от расписания - может приехать на три минуты раньше, но не более, чем на пять минут позже. Однако это не в наших интересах. Ведь от выполнения графика частично зависит заработок водителя.

Михаил Хамицевич - водитель первого класса. Это значит, что он должен знать про автобус все. С ходу определить поломку и быть готовым устранить ее.

Источник: БЕЛТА