Многие родители, отправляя свое чадо в первый класс, теряются в ворохе вопросов: быстро ли ребенок привыкнет к школе, как воспримет его детский коллектив, куда его отдать: поближе к дому или все же к конкретному учителю, хоть и дорога до школы будет занимать некоторое время?
И это всего лишь маленькая толика из них. Согласитесь, первый учитель весьма важен в жизни ребенка - ведь от него зависит, будет ли он с горящими глазами бежать в школу или все же собираться туда нехотя, только потому что надо.
В солигорской средней школе № 5 есть замечательная учительница (с этим согласятся многие родители, ведь она открыла мир знаний не одному поколению детей) Алла Ивановна Борушко. Накануне ее пятидесятилетия наш корреспондент пообщался с ней.
- Когда вам пришла мысль стать учителем?
- Я с детства хотела быть модельером: шила куклам платья, научилась вязать. Мечтала работать в ателье. Но так сложились семейные обстоятельства, что надо было поступать после 8-го класса. Моя лучшая подружка решила стать учителем, я тогда посидела, подумала: а почему бы и мне не попробовать? И я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию.
- Как вам удается запомнить имена всех своих учеников?
- Я с самого первого урока запоминаю каждого ученика по имени и фамилии, не знаю почему. Родители этому факту тоже удивляются. У меня сейчас 8-й набор, учу детей уже на протяжении 30 лет. Могу, конечно, кого-то не узнать на улице из первого выпуска, но все равно где-то улыбка, где-то движение руки или мимика подсказывают, и фамилия с именем всплывают моментально.
- У вас есть школьные любимчики?
- Может быть в душе где-то и проскальзывает, но я никогда не подаю вида детям, они знают, что все они у меня одинаковые.
- Как вам удается сохранять выдержку и терпение?
- Прежде, чем стать учителем, изучаются психологические особенности ребенка. Я знаю, что дети должны двигаться, бегать, и все это им позволяю. Но на уроке они знают, что должна быть тишина.
- Как лучше всего помочь отстающим ученикам?
- Где-то это индивидуальные задания, дополнительные занятия. Иногда оставляю после уроков. Дети-то этого не любят, но стимулируешь чем-то, говоришь, что "ты сможешь". И вот это вселяет в ребенка надежду, что у него все получится.
- Какой самый смешной, глупый или странный вопрос, вам задал ученик?
- Это, конечно, не вопрос, но мальчики очень часто говорят: "Вот я вырасту и на вас женюсь!" Тогда я в шутку отвечаю: "Хорошо, я буду тебя ждать".
- Какая самая курьезная ситуация произошла с вами во время уроков?
- У меня в нынешнем выпуске есть ребенок, который видит, что я его не вызываю (а его можно вызывать бесконечно, не успеваешь вопрос задать, как он уже тянет руку), тогда он падает на колени, складывает руки в молитвенном жесте и говорит: "Пожалуйста, вызовите меня к доске!". А так, дети видят, что я не ставлю себя выше их, и тянутся ко мне, рисунки свои мне могут подарить, признаются в любви (улыбается - прим. авт.).
- А какие отношения у вас с родителями учеников?
- Особенно в первых классах родители часто звонят, спрашивают, как успехи ребенка. Я стараюсь ничего плохого про ребенка не говорить, только в крайних случаях, когда наступает уже предел.
Я помню себя ученицей, была очень скромная, боялась руку поднять, не так ответить, хоть и знала правильный ответ. Поэтому сопоставляя это, понимаю, что один ребенок выпалит и что надо, и что не надо, а другой будет скромно сидеть, хоть и видишь по глазам, что знает ответ.
Моей первой учительницей была Людмила Сергеевна Апоносевич, для меня она была идеалом, всегда хотела быть на нее похожей.
- Что вам больше всего нравится в начале учебного года?
- Начну с того, что мне в сентябре очень не нравится заполнение большого количества документации: журналы, планирование, план воспитательной работы. Это отнимает очень много времени, которое хочется уделять детям. А вот нравится мне первое сентября - когда дети приходят нарядные, с цветами, за лето подросли. Они задают много вопросов, спрашивают, как лето провели.
На самом деле, дети замечают все. Как-то сказала, что хочу зеленый жакет, да и забыла об этом. Прошло время, я его действительно купила, захожу в класс и одна девочка говорит: "Алла Ивановна, ура, ваша мечта сбылась!" Я думаю, какая мечта? А она про мои слова двухмесячной давности вспомнила.
- Какие технологии делают обучение более простым или, наоборот, сложным?
- Технологии упрощают работу. У нас в классе есть телевизор и с помощью него можно моментально найти необходимую информацию. Я стараюсь этим не сильно часто пользоваться, но вот, например, на уроке "Человек и мир" не хватает наглядности, поэтому можно найти много хороших роликов про животных. Дети это очень любят. На "ОБЖ" ролики смотрят дети раскрыв ротики, со стороны забавно наблюдать за ними.
- Что вас раздражает в нынешнем образовании?
- Наверное, много чего. Нам все обещают, что упростят бумажную работу, а ее становится все больше. Детей отодвинуть в сторону нельзя, поэтому успеваешь все: где-то вечером посидишь, где-то ляжешь спать позже.
- Есть разница между системой образования в СССР и современной?
- Раньше было учиться немножко легче, учебники были проще. Сейчас усложняется все. Да и начальная школа тогда была 3 года.
Советские дети, мне кажется, были сдержаннее, воспитаннее. Сейчас дети более продвинутые, развитые, но в интернете могут смотреть то, что им еще не по возрасту. Раньше отвел урок и все, а теперь дети могут задать такие вопросы, на которые даже не знаешь ответ. В таких случаях я говорю честно: "Я сейчас ответить не могу, но посмотрю про это и отвечу вам завтра". Или могу предложить найти ответ вместе.
Дети раньше не воспитывались на телефонах, они больше гуляли на улице, общались. Конечно, не скажу, что дети сейчас не общаются, но все же. Телефоны я своим ученикам не разрешаю, мы договариваемся, что в школу они приходят учиться, значит телефоны выключенные остаются у них в рюкзаках. Поэтому мои дети на переменах играют друг с другом.
- Что вас настораживает в поведении современных учеников?
- Вот даже не про своих учеников - бывает идешь по школе, а дети нецензурно выражаются (не смотрят, что рядом проходит учитель), ты им делаешь замечание. А они на это могут ответить: "Ну вы же не наша учительница, поэтому могу ругаться".
- Если рассматривать в разрезе поколений, есть ли разница между нынешними учениками и вашим первым классом?
- Разницы особой нет. Единственное, когда я набирала первый выпуск, то шли тогда в школу семилетки. Они уже немножечко более усидчивые, более готовы к школе.
- Правда, что сегодня дети отучились писать грамотно?
- Могу с этим поспорить, они пишут неплохо. Редко есть дети, которые пишут безграмотно, но с каждым уроком они исправляются все больше и больше.
- Говорят, первый класс в жизни учителя самый запоминающийся. Какой он был в вашей жизни?
- Я пришла на работу в 19 лет. Я считаю, что тогда сама еще была ребенок. Но к урокам готовилась основательно, спасибо завучу Любови Сергеевне Шаховой, она подсказывала тогда мне, направляла.
Первый класс у меня был в 16м саду, тогда я каждый день приходила к ним еще и после дневного сна, занималась с ними, хотелось научить их чему-то большему.
Помню себя на первом собрании. Думаю, как же я его проведу? Все кругом такие взрослые сидят, а я тут такой ребенок пришла. Коленки дрожали. А сейчас уже общаешься с родителями на ровне, наверное, потому что многие уже мне в дети годятся. У меня сейчас даже есть ученики, которые дети моих же учеников.
- У вас был момент, когда вам хотелось бросить свою работу?
- Бывает, когда навалится все, то уже думаю - уйду. А потом посижу, успокоюсь. И уже мысли такой не возникает. Даже в воскресенье мне уже хочется на работу. А на летних каникулах - тем более.
Мои дети к работе меня очень ревнуют. Был случай, когда сыну было 3 года. Слышу - притих. Захожу в комнату, а он достал тетради из пакета и рвет. Спрашиваю: "Что ты делаешь?" Он говорит: "Я хочу, чтобы ты скорей их проверила и со мной пошла играть".
Мне сын даже как-то сказал такую фразу: "Мама, я на учительнице никогда не женюсь, я хочу, чтобы мама была у моих детей, а не общественных". Мой муж тоже так говорил, однако сейчас, если мне надо помочь к уроку подготовиться, то не отказывает (улыбается - прим. авт.).
- Извинялись ли когда-нибудь перед своим учеником?
- Раньше, по молодости, могла сказать что-то резко ученику, не то слово выбрать, но всегда просила прощение. Сейчас научилась сдерживать себя.
- Какой самый забавный случай произошёл с вами?
- Мне нравится работать с маленькими детками. Они тебе верят буквально во всем. Был мальчишка у меня, который не хотел все читать. Я его подозвала к себе и говорю: "Женька, а ты знаешь, что я могу в ворону превращаться? Вот вечером прилечу к тебе и посмотрю - читаешь ты или нет". На завтра мама его приходит и рассказывает, что к ним действительно вечером прилетела ворона на подоконник. И Женя ей говорит: "Мама, Алла Ивановна прилетела, дай мне книжку, я пойду сяду читать!".
- Что бы вы сами согласились сдавать: централизованное тестирование или выпускные экзамены?
- У меня есть второе образование - учитель белорусского языка и литературы. ЦТ мне нужно было как раз для поступления. Я почти без подготовки сдавала белорусский язык. Не знаю, как сдают сейчас дети, а я тогда вышла - у меня все дрожало. Казалось, что я ничего не знаю, никуда не поступлю. Но набрала 78 баллов. Тогда, кстати, сдавали и мои ученики, спрашивали: "А вы-то что тут делаете?"
А вот по математике сдавала для поступления экзамен, к нему уже готовилась. Надо было решить 5 заданий. Давался час. Успела решить три задания. Их все правильно решила.
- Вам приходилось списывать в школе, пользовались шпаргалками?
- Нет, но для поступления на учителя белорусского языка и литературы нужно было сдавать еще и литературу. Тогда для подготовки к экзамену мало времени оставалось, пришлось купить книжку, где были составлены короткие содержания школьных произведений. Что удивительно, вечером прочитала полностью два произведения, мне по ним вопросы и попались. Нужно было написать 5 мини-сочинений по произведениям. А у меня такой принцип - не могу сделать все, но плохо. Могу только меньше, но качественно. Успела написать 2 сочинения. В сумме за все экзамены вышло 18 баллов, а 12 был проходной. Так и поступила.
- Какое ваше любимое блюдо из школьной столовой?
- Суп рассольник.
- Каков самый важный совет хочется дать родителям ребенка начальной школы?
- Больше с детьми читать, больше разговаривать - не отмахивайтесь от них. Это и память улучшает, и речь развивает. А самое главное - дети тогда не чувствуют себя ненужными.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"
Фото из личного архива героя