Изменения Кодекса Республики Беларусь об образовании: что изменилось, кого коснутся изменения?

Официально опубликован Закон Республики Беларусь, которым предусмотрено изложение в новой редакции Кодекса об образовании.

Новая редакция направлена на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также приведение отдельных предписаний соответствие с законодательством Республики Беларусь.

В частности, изменениями предусмотрено:

  • установление обязательного в республике получения общего среднего образования;
  • введение норм, направленных на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
    расширение перечня учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет;
  • уточнение отдельных положений статьи, регламентирующей порядок отчисления обучающихся.

Изменениями предусмотрено, в частности, усиление воспитательной составляющей образования. К целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности. Так, воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.

Предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.

Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет. В него дополнительно включены учреждения дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные учреждения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника:

  • расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь);
  • перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы);
  • уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу.

Также для поступающих на работу на должности педагогических работников вводится обязанность предъявлять выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Для дополнительной поддержки педагогических работников включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами.

Новым Законом уточняется порядок отчисления обучающихся

В частности, к основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Что касается восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования, то оно будет осуществляться не с 1 сентября, как это делается сейчас, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены. При этом особенности приема (зачисления лиц), отчисления и перевода обучающихся по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций регулируются с учетом законодательства о прохождении соответствующей службы.

Вводится процедура, устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников, относящихся к категориям лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.

Кодексом об образовании также устанавливается новый вид дополнительного образования – дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Оно направлено на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является детский технопарк.

Кодексом закреплено осуществление организации образовательного процесса в учреждениях образования на двух государственных языках.

Основные положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

Источник: Pravo.by