Из конного дилижанса в двухэтажный автобус. Как в Слуцке "двухпалубники" ходили

Двухэтажные автобусы у многих ассоциируются с современными комфортабельными междугородними путешествиями. В мыслях также сразу возникает образ красного автобуса, рассекающего по Лондону. 

А ведь двухэтажные автобусы в свое время ездили и по слуцким дорогам еще в 1908 году. Да не просто по городу, а вышли сразу же на междугородние маршруты. Правда, выглядели они в те времена несколько иначе.

Справочно

Первый в мире двухпалубный автомобиль-омнибус с двигателем внутреннего сгорания выехал из сборочной мастерской немецкой фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft в 1899 году. Место водителя компактной машины находилось над двигателем, на крыше установили пять рядов поперечных сидений и поручни, в задней части поставили лестницу. Места на «верхней палубе» называли в то время "империал", соответственно и автобус назвали Daimler Imperial.

Предпосылками открытия автобусного движения в Слуцке стали отсутствие железной дороги и наличие отличного шоссе – через город и уезд проходил тракт из Москвы в Варшаву. Жителям города, желающим попасть на поезда Либаво-Роменской и Полесских железных дорог, а таковых было много, надо было добираться до станций Старые Дороги (52 км) и Ляховичи (78 км) на конных дилижансах.

Поэтому в 1908 году житель Слуцка И. Эттингер со своим компаньоном, бобруйским купцом Ф. Некричем, открыли Акционерное общество "Предприятие срочного автомобильного сообщения". На следующий год в город прибыли четыре больших городских двухэтажных автобуса из Германии марок NAG и Dürkopp, открылись центральная станция и гараж. 

bus sluck 1

Слуцкие автобусы: слева Dürkopp LO 30/38 PS, рядом с ним NAG Typ O 40/45 PS. С почтовой карточки фотографа Самира Юхнина, 1910-е гг.

Летом автобусы рейсы делали каждый день, осенью ездили 2–3 раза в неделю. Зимой движение прерывалось, но позднее машины стали работать даже в морозы и непогоду. Проезд в отсеке 1-го класса на расстояние 48 вёрст от Слуцка до Старых Дорог стоил 2 рубля 20 копеек, 2-го – 1 рубль 80 копеек, 3-го – 1 рубль.

Огромные машины с империалом передвигались с максимальной скоростью 20 км/ч, местные жители окрестили их с подачи минских журналистов "слонами". Распространялись и лживые слухи: будто автобусы переделаны из старых грузовиков.

Заметили один слуцкий автобус Dürkopp даже московские журналисты. О произошедшей в январе 1913 года в Старых Дорогах аварии кратко написал журнал "Огонёк". Минские газеты уделили ей больше внимания.

В воскресенье "Дюркопп" подъезжал к вокзалу в Старых Дорогах. Спешивших к поезду пассажиров было вдвое меньше, чем обычно, и они уже собирали свои вещи. Автобус заехал на старый мост над речкой, проломил дощатый настил, упал на лёд и завалился на бок. Серьёзно пострадали четыре человека, более десяти получили лёгкие увечья, шофёр сломал ногу... Пока уцелевшие пассажиры добирались пешком до вокзала, поезд на Минск уже ушёл.

ogonek 1

Из журнала "Огонёк" № 4 от 27 января 1913 года

"Предприятие срочного автомобильного сообщения" работало до осени 1915 года. Есть две версии закрытия: к тому времени проложили железную дорогу до Слуцка, также к городу приближалась линия фронта во время Первой мировой войны.

Из газеты "Минское слово" о слуцких автобусах, № 1517 за 1912 год

"Автобус являет собой вагон фургонного типа – громоздкий и поставленный на четыре колеса. Он разделён на две половины. В передней части восемь мест для пассажиров I класса, в задней – помещаются пассажиры II класса, а на крыше под открытым небом – пассажиры III класса и багаж. Он приходит в Старые Дороги раз в сутки около двух часов и ночует до утра, а утром забирает пассажиров и везёт их в Слуцк. Против вокзала в Старых Дорогах устроен деревянный сарай, в котором ночует этот проводник прогресса.

Автобус слуцкого автомобильного движения очень похож на грязного, обременённого заботами слона. Покачиваясь всем корпусом направо и налево, медленно выходит он из сарая, оставляя широкие следы от колёс. Мгновенно этот "слон" наполняется народом, нагружается и сверху, и снизу и, издав хриплый победоносный звук, движется вперёд по шоссе. Первое впечатление довольно нервирует. "Слон" покачивается то туда, то сюда. Вам кажется, что вот-вот он так покачнётся, что перевернёт вас, но потом мало-помалу вы привыкаете к этим колебаниям.

"Слон", взобравшись в гору, круто поворачивает направо, и вы катите по шоссе. Он проделывает версту в 2–2,5 минуты. Вам удобно и спокойно сидеть, но всё же вы имеете дело с мотором в 50 лошадиных сил и не первой молодости. Этот мотор был молод там, в Берлине, где автобус развозил по столице Пруссии молоко, хлеб и каменный уголь. Эти автобусы были случайно куплены на льготных условиях и приноровлены к слуцкому шоссе. Все машины их просят починок и поправок, все они капризные от рождения, чем ближе к старости, становятся вдвойне и тройне капризными. Поэтому несут пассажирам случайности, которые автобус преподнёс нам на днях. Пройдя успешно половину пути, он остановился между Горками и Омуховичами. Вышло что-то неладное с маховым колесом. Лошадей кляч заменили клячи-автомобили. Обратный путь от Слуцка проделали за два часа".

Отдел новостей "Электронного Солигорска" по информации gruzovikpress.ru