На днях сотрудница "Электронного Солигорска" наблюдала в магазине самообслуживания такую картину: ребенок, который сидел в корзине-тележке для покупок, случайно сбросил с полки стеклянную бутылку и разбил ее. Маму тут же заставили возместить ущерб. А правильно ли это?
Мы в курсе, что такие ситуации - не редкость, поэтому решили в данном инциденте поучаствовать лично и на месте расспросить работников торговли, кто и в каких случаях возмещает стоимость поврежденного товара? На эти вопросы нам ответила Ирина, администратор одного из торговых центров Солигорска.
- Да, действительно, ситуации такого рода случаются часто. Наши покупатели реагируют по-разному: кто-то сразу признает вину и оплачивает стоимость разбитого товара, кто-то ищет доводы, чтобы обвинить магазин. Поэтому каждый раз все зависит от конкретных обстоятельств. Но они все прописаны в законодательстве. По большому счету возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Поэтому, если товар повредили вы, отвечать, скорее всего, вам. Докажете, что во всем виноват магазин, - платить не придется. За своих малолетних детей отвечают родители. Если ребенок что-то разобьет или сломает в магазине, спросят именно с родителя.
И как живой пример – случившаяся история. Поскольку мама не уследила за сыном и в результате ее невнимательности ребенок сбросил бутылку, ответственность за разбитый товар и обязанность полностью компенсировать его стоимость полностью и безоговорочно ложится на нее.
- Конечно, бывают и такие ситуации, когда товар повредился не по вине покупателя. Например, стеллажи в магазинах могут быть расставлены не по нормам: слишком близко друг к другу либо бывает, что проходы загромождены. А еще когда в магазинах полы скользкие либо товар разбивают из-за того, что он был поставлен неустойчиво на краю стеллажа. В таких ситуациях вины покупателя нет, и, соответственно, возмещать ущерб он магазину не должен.
Итак, подытожим беседу и еще раз обозначим случаи, когда ответственность за повреждение товара ложится на вас как покупателя, а когда – на магазин.
Вина покупателя:
– покупатель взял в руки товар и по неосторожности разбил его;
– товар поврежден из-за "неестественного" поведения покупателя в магазине (драка, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и др.);
– покупатель намеренно разбил товар.
Вина магазина:
- в торговом зале узкие или загроможденные проходы между стеллажами. Ширина проходов должна соответствовать нормативам: не менее 1,0 м - при торговой площади до 150 кв. м; не менее 1,4 м - при торговой площади от 150 до 900 кв. м;
- товар расположен на стеллаже неустойчиво, без заградительных бортиков (может случится, что покупатель, взяв одну банку, разрушил всю "конструкцию", вспоминаете такие ощущения?);
- в магазине мокрый пол (только вот, если стоит предупреждающий знак "Осторожно! Мокрый пол", виновен в порче товара, скорее всего, будет покупатель);
- если товар разбился, упав с ленты на кассе.
Большинство, конечно, предпочитает скорее расплатиться, чтобы не попасть в неловкую ситуацию перед покупателями и продавцами. И если ваша вина очевидна, то лучше сразу расплатиться. Конечно, виноват может быть и магазин, поэтому лучше всего знать свои права. И чтобы в таких нередких случаях избежать неких "разборок" с магазином, подстрахуйтесь: например, сфотографируйте заставленные проходы или измерьте их ширину, снимая это на видео.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"