"Доживать свой век" в одиночестве вынуждены многие пожилые люди. Больно и обидно, когда такая ситуация складывается в жизни стариков, у которых есть дети, не проявляющие интереса к судьбе родителей. Разговор с такими людьми длится долго, им нужно рассказать собеседнику о счастливом времени взросления детей, их достижениях, найти оправдание потерянной кровной связи и, конечно, поплакать.
Две типичные истории о пожилых солигорчанах, предоставленных самим себе при живых детях (имена и фамилии героев изменены)
Виталий Хокин в молодости был крепким смекалистым парнем. А еще он ходил в фаворитах у самой госпожи удачи. Добивался целей, тогда как другие сходили с дистанции из-за преград, не раз увертывался от смерти. Работяга, честный и прямолинейный человек, защитник справедливости. Его спутницей жизни стала женщина с чистым сердцем, такая же чуткая и неравнодушная. Вместе они прожили почти полвека, отметили бы золотую свадьбу, если бы судьба подарила Анне Васильевне еще полтора года жизни. Виталий умел делать счастливой свою супругу, исполнял все ее желания. Семья жила в достатке по меркам советского времени, могли позволить себе поездку на море на собственной "Волге", обустроить дачу, обеспечить жильем детей. Сын и дочь видели перед собой образец супружеских отношений, старались радовать родителей успехами в учебе, поступили в вузы. Когда Анна тяжело заболела, Виталий бережно ухаживал за ней на протяжении шести лет. Возил ее к врачам, покупал все необходимые лекарства, но на помощь сиделок не соглашался, не допускал и мысли, что кто-то чужой будет прикасаться к его Аннушке. Но болезнь не отступила.
Когда Виталий остался вдовцом, первое время его часто навещали дети. Сын жил в том же городе, а дочь – в двух часах пути. Дети и внук стали для него смыслом жизни, благодаря им утрата любимой жены ощущалась не так болезненно. Но шло время, и дети все реже появлялись в родительском доме. Здоровье 80-летнего Виталия Хокина ухудшалось. Он плохо видел и с трудом передвигался по квартире. Сын обратился в службу социальной помощи, и за отцом стала присматривать соцработник. Однако Виталий не доверял чужому человеку и часто просил сотрудницу соцслужбы не приходить к нему – мол, и сам справится. Однажды, оставшись в одиночестве, он упал в коридоре, ударился головой и потерял сознание. Так и пролежал сутки, пока соседка не заглянула в приоткрывшуюся дверь. В тот раз всё обошлось: полежал в больнице, поправился, дети навестили – на какое-то время в пустом доме возобновилась жизнь. Но надолго участливости потомков не хватило. Виталию оставалось только "доживать свой век" в одиночестве и радоваться редким визитам детей. Правда, позже его чаще стал навещать подросший внук – приходил к деду в дни пенсии…
С Лидией Иосифовной мы познакомились накануне ее 90-летия. При этом назвать ее бабушкой не поворачивался язык. Ухоженная, интеллигентная, спортивного телосложения, она встретила меня в стильном домашнем костюме и с аккуратно уложенной прической. Признаками почтенного возраста были, пожалуй, лишь глубокие морщины и слуховой аппарат. В квартире - чистота и уют, на столе ноутбук в рабочем режиме. Зная, что единственная дочь живет за границей, предполагаю, что она хорошо оплачивает услуги персонала, ухаживающего за мамой. "Нет, что вы, это всё моя подруга, вернее, даже не знаю, как сказать, мы подружились в "институте третьего возраста", - рассказывает Лидия Иосифовна. Оказалось, "сокурсница" почти на 30 лет ее моложе, но тоже не избалована вниманием детей, это их и породнило. Тамара Петровна охотно помогает подруге обустроить быт, приносит книги, иногда и читает их вслух, и, конечно, им всегда есть о чем поговорить.
Лидия Иосифовна уже 20 лет как потеряла мужа, а их дочь вскоре после окончания учебы уехала жить в Европу. Их семье часто завидовали: оба супруга добились высот в карьере, дочь прилежно училась, после удачно вышла замуж и обосновалась за границей. Да, в прошлом были поводы для зависти – соглашается Лидия Иосифовна. Они с мужем были красивой парой, занимались спортом, а в семье был культ гостеприимства, их дом всегда был полон друзей. Она и сейчас старается не жаловаться на жизнь. Да, не хватает внимания дочери, и с внуками видится раз в пятилетку, но дочь можно понять: она забрала бы маму к себе, если бы... И здесь следует ряд оправданий и доводов, почему ей, 90-летней женщине, лучше оставаться на родине. Лидия Иосифовна созванивается с дочкой "по скайпу", а перед каждым звонком долго прихорашивается, чтобы показать, что она в полном здравии и замечательном настроении. Она утверждает, что счастлива от того, что ей не приходится обременять дочь, и именно для этого господь послал ей такую же одинокую подругу…
Это не самые печальные истории, полно и вовсе трагичных. И в каждой из них – отчаяние и боль родителей, оказавшихся ненужными, как отработанные батарейки.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"