Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Прокурор в пределах компетенции, определенной ст.2.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), в рамках осуществления надзора за ведением административного процесса уполномочен опротестовывать противоречащие законодательным актам постановления по делам об административных правонарушениях (далее - постановление).
Порядок обжалования вступивших в законную силу постановлений определен ст.12.11 ПИКоАП. Так, вступившее в законную силу постановление может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора. Согласно данной норме, после вступления постановления в законную силу возможны два варианта обжалования.
В первом случае, жалоба на вступившее в законную силу постановление подается в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном ст.12.11 ПИКоАП. Следует отметить, что необходимым условием для подачи жалобы в указанной случае, является обжалование постановления до его вступления в законную силу. Во-втором случае – обращение в прокуратуру с жалобой на соответствующее постановление с просьбой принесения протеста. Стоит отметить, что прокуратура принимает жалобы и в том случае, если постановление до вступления в законную силу не обжаловалось.
При подаче жалобы в прокуратуру нужно учитывать тот факт, что протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении ограничен шестимесячным сроком со дня вступления в законную силу постановления.
Учитывая практику подачи в прокуратуру жалоб на постановления стоит отметить, что не всегда соблюдаются требования к содержанию жалобы на постановление, установленные ст.12.1-1 ПИКоАП. Жалоба, не соответствующая требованиям, предусмотренной статьи, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной.
Так, например, в прокуратуру Солигорского района поступила жалоба гражданки Б. с просьбой о принесении протеста на вступившее в законную силу постановление Солигорского РОВД о наложении административного взыскания. Вместе с тем в нарушение ч.1 ст.12.1-1 ПИКоАП в жалобе не были указаны доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.
В связи с нарушением требований вышеуказанной нормы жалоба была возвращена с указанием срока для устранения указанных недостатков. Как отмечалось выше, лицо имеет право в указанный срок устранить недостатки, вместе с тем изначально несоблюдение требования приводят к увеличению срока рассмотрения жалобы прокуратурой.
Также одной из распространённых ошибок при подаче жалобы в прокуратуру является неуплата либо частичная уплата государственной пошлины. В соответствии с п.7 приложения 17 к НК ставка государственной пошлины при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях зависит от размера и вида административного взыскания. Стоит отметить, что имеет значение размер административного взыскания, выраженный в базовых величинах, а не сумма взыскания, что имеет существенное значение при подаче жалобы после изменения размера базовой величины. На основании ч.1 ст.256 НК жалоба, за которую не уплачена или не полностью уплачена государственная пошлина, поданная в органы прокуратуры, должна быть возвращена лицу, ее подавшему.
Так, в прокуратуру Солигорского района поступила жалоба гражданина Л. на постановление ОГАИ Солигорского РОВД о наложении административного взыскания в размере 15 базовых величин. Жалоба подана с соблюдением требований ст.12.1-1 ПИКоАП и уплачена государственная пошлина в размере одной базовой величины. Вместе с тем жалоба была возвращена в связи с тем, что приложения 17 НК установлена ставка государственной пошлины в случае наложения штрафа от 10 до 100 базовых величин в размере 2 базовых величин, а также лицом не предоставлен оригинал квитанции банка, что не позволяет установить факт уплаты государственной пошлины, что в свою очередь также явилось основанием для возврата жалобы.
Е.Маркевич, помощник Прокурора Солигорского района