Каждое время года требует от сотрудников ГАИ повышенного внимания, ежедневного анализа дорожной обстановки и оперативного реагирования, принятия определенных мер по предупреждению аварийности и недопущению гибели людей в автоавариях. С наступлением осенне-зимнего периода наиболее актуальный вопрос - предупреждение пешеходного травматизма. В связи с этим с 17 по 28 октября т.г. Госавтоинспекция проводит профилактическую акцию «Время стать заметным!». Ее целью является: снижение пешеходного травматизма, популяризация использования населением световозвращающих элементов, пропаганда безопасности дорожного движения, разъяснение законодательства и правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения.
Пешеходы по-прежнему грубо нарушают правила дорожного движения, переходят дорогу там, где им вздумается, перебегают проезжую часть на красный свет светофора, в темное время суток не носят фликеры, тем самым создают аварийную ситуацию на дороге. Водитель не всегда может быстро среагировать на внезапно вышедшего на дорогу пешехода. Автомобиль ведь имеет еще и тормозной путь, остановить его мгновенно не возможно.
По-прежнему наезды на пешеходов остаются преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий.
В Минской области за 9 месяцев текущего года произошло 617 ДТП (2015г. – 654 ДТП), в которых 113 человек погибли (2015г. – 135), 672 – ранены (2015г. – 684).
С участием пешеходов за данный период зарегистрировано 169 ДТП (2015г.- 184), в которых 40 человек погибли (2015г. – 52), 136 - получили травмы и увечья (2015г. – 139).
Особенностью большинства наездов на пеших участников дорожного движения явилось движение необозначенных пешеходов по проезжей части в темное время суток. Это не позволило водителям своевременно обнаружить опасность и избежать наезда. Водитель при разъезде с встречным транспортом или при движении в неудовлетворительных погодных условиях просто не в состоянии вовремя отреагировать при неожиданном появлении на дороге пешехода и предотвратить наезд, тем более, если на нем темная одежда. Обозначенный пешеход виден в ближнем свете фар на расстоянии 140-150 метров, в дальнем 300-400м. И водитель может предотвратить наезд на него, т.е. снизить скорость движения, быть более внимательным и т.д. Ведь в темноте опасность попасть под колеса автомобиля увеличивается по сравнению со светлым временем суток в 9 раз (!).
21 сентября около 9 вечера на 85 км автодороги Минск-Гродно, вблизи д. Рум, Воложинского района, водитель, 1976 г.р., двигаясь на автомобиле Опель Омега в направлении г. Гродно, совершил наезд на пешехода, 1941 г.р., местную жительницу, которая двигалась по проезжей части в попутном направлении. Пешеход от полученных телесных повреждений скончалась на месте происшествия. Погибшая не была обозначена световозращающими элементами.
25 сентября около 05.30 на 89-м км автодороги Першай-Ивенец-Несвиж, вблизи а.г. Вишневец Столбцовского района, водитель, 1970 г.р., управляя автомобилем Ровер, совершила наезд на лежавшего на проезжей части местного жителя. Пешеход, 1998 г.р., от полученных телесных повреждений скончался на месте ДТП. Погибший не был обозначен световозвращающими элементами.
Лучшим методом предупреждения таких происшествий является изъятие пешеходов, особенно нетрезвых и пожилых, с проезжей части и обозначение пешеходов-невидимок, велосипедистов и водителей гужевых повозок световозвращающими элементами.
Всего в ходе реализации требований приказа МВД №210-2007 г. с проезжей части улиц и дорог изъято 34 тыс. пешеходов-нарушителей, в т.ч. 2 тыс. – находившихся в нетрезвом состоянии, более 20 тысяч нарушителей привлечены к административной ответственности.
Вот почему самое главное в работе ГАИ и, как оказалось, самое сложное – изменить отношение участников дорожного движения к собственной безопасности на дороге. Вся милиция выполняет одну общую задачу, направленную на безопасность дорожного движения. Особое внимание уделяется аварийно - опасным местам, загородным, местным дорогам. Наша общая цель и задача - приучить пешеходов к выполнению требований ПДД, в том числе в части использовании световозвращающих элементов в темное время суток.
Для работы по предупреждению пешеходного травматизма ГАИ привлекаются члены добровольных дружин и других общественных формирований. В их задачу входит последовательная отработка в темное время суток населенных пунктов по выявлению пешеходов-нарушителей с последующим информированием сотрудников милиции, обозначению пешеходов-невидимок светоотражающими элементами.
Что касается ответственности пешеходов. Согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, то она такова: пешеход, который в темное время суток движется по проезжей части, не обозначил себя фликером, к нему применяются штрафные санкции в размере от 1 до 3 базовых величин, а если нарушение им Правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин. На сумму от 3 до 5 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае если нарушение правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление им места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, то виновный подвергается штрафу от 5 до 20 базовых величин.
Категория велосипедистов также входит в группу риска, если они не обозначены световозвращающими элементами. По статистике большинство велосипедистов заботятся о своей безопасности, обозначая себя и свое транспортное средство световозвращающими элементами.
С участием велосипедистов за указанный период на территории Минской области произошло 52 ДТП, в которых 10 человек погибли, 44 – получили травмы.
12 сентября около 14.40 в г.п. Свислочь Пуховичского района, водитель, 1960 г.р., двигаясь на автомобиле Рено Меган Сценик по ул. Строителей, совершил наезд на выехавшую со второстепенной дороги пер. Промышленный на главную автодорогу велосипедистку, 1963 г.р., местную жительницу. Велосипедистка от полученных телесных повреждений скончалась на месте происшествия.
1 октября около 20.25 на 19-м км автодороги Минск-Дзержинск, вблизи д. Черкассы Дзержинского района, водитель, 1966 г.р., управляя автомобилем Киа Спортейг, двигаясь по полосе торможения в направлении г.Дзержинска, совершил наезд на велосипедиста, который двигался в попутном направлении. Велосипедист, 1971 г.р., от полученных телесных повреждений скончался на месте ДТП.
5 октября около 18.50 в г.п. Уречье Любанского района, водитель, 1975 г.р., управляя автомобилем Форд Мондео, при везде со второстепенной дороги, ул. Заводская, на главную, ул. Ленина, не уступил преимущество в движении велосипедистке, 1958 г.р., двигавшейся по главной дороге, в результате чего совершил на нее наезд. В результате ДТП велосипедистка с полученными травмами доставлена в больницу.
Напоминаем, велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами (фонарями), излучающими спереди белый свет, сзади – красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться не далее 1 метра от ее правого края.
В связи с ухудшением погодных условий в виде дождя, тумана, а также уменьшением светового дня, Госавтоинспекция Минской области обращается к пешеходам и велосипедистам! При движении в темное время суток используйте в элементах верхней одежды светоотражающие нашивки, вставки! Велосипеды и гужевые повозки необходимо также оборудовать световыми приборами, согласно требованиям Правил дорожного движения!
Особое обращение к родителям! Позаботьтесь о безопасности ваших детей! В обязательном порядке к ранцу или куртке необходимо пристегнуть световозвращающий значок! И не забудьте напомнить юным участникам дорожного движения об основных Правилах безопасного поведения на дороге!
Водителям - не превышать скорость, соблюдать дистанцию, быть предельно внимательными, особенно вблизи населенных пунктов, где в любое время на дороге может оказаться пешеход!
По информации ОГАИ Солигорского РОВД